О прогрессе

( Мнения известных личностей.  Из коллекции Бориэля Сима )

Вольтер:
Прогресс — закон природы.

Виктор Гюго:
Прогресс — это способ человеческого бытия.

Альфред Норт Уайтехед:
У человечества есть только два пути: или прогресс, или деградация; консерватизм в чистом виде противоречит сути законов вселенной. 
Прогресс цивилизации состоит в расширении сферы действий, которые мы выполняем не думая.

Макс Фриш:
Технология – это искусство переделать мир так, чтобы с ним уже можно было не сталкиваться.

Сэмюэль Батлер:
Прогресс человечества основывается на желании каждого человека жить не по средствам.

Жан Жорес:
Революция – варварский способ прогресса.

Бернард Шоу:
Возражения против прогресса всегда сводились к обвинениям в аморальности. 
Разумный человек приспосабливается к миру, неразумный приспосабливает мир к себе. Поэтому весь прогресс зависит только от людей неразумных.

Станислав Ежи Лец:
Невероятный прогресс! Неграмотные стали редакторами!

Джозеф Джон Томсон:
Цивилизованное общество напоминает ребенка, который ко дню своего рождения получил слишком много игрушек.

Эрих Фромм:
Социальный прогресс требует стандартизации людей, и эту стандартизацию называют равенством.

Стивен Уильям Хокинг:
Прогресс состоит не в замене неверной теории на верную, а в замене одной неверной теории на другую неверную, но уточненную.

Карел Чапек:
Все-таки прогресс существует: вместо военного насилия – насилие без войны.

Франсуа Рене Шатобриан:
Чем более цивилизованным становится образ жизни, тем более приближаются люди к тому, какими были они вначале: наивысшей ступенью знания оказывается неведение, а вершиной искусства – природа и нравственная простота.

Василий Шукшин:
Человек стал вполне человеком, как изобрел порох и оружие.

Фридрих Энгельс:
Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи.

Эдлай Стивенсон:
Прогрессом мы обязаны людям, которые придерживаются непопулярных взглядов.

Джордж Сантаяна:
В основе прогресса лежат не столько перемены, сколько традиции. Те, кто не способен запомнить прошлое, обречены повторять его.

Леонард Левинсон:
Прогресс — это движение по кругу, но все более быстрое.

Олдос Леонард Хаксли:
Усовершенствовать можно только самого себя.

Станислав Лем:
Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства.

Антоний Регульский:
Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас.

Генри Дэвид Торо:
Люди становятся орудиями своих орудий.

Карл Краус:
Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться.

Лев Толстой:
Не таков ли обычный ход прогресса, что делаются изобретения и материальные усовершенствования, которые разрушают нравственный порядок жизни. Когда же этот беспорядок становится очень тяжелым, поднимаются нравственные вопросы… 
Прогресс состоит во все большем преобладании разума над животным законом борьбы.
Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира.

Ралф Улдо Эмерсон:
Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.

Александр Герцен:
Прогресс — неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось; это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью. 
Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами, одна природа делает великое даром.

Николай Чернышевский:
Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан.

Гюстав Флобер:
Весь прогресс, на который можно надеяться, — это сделать людей несколко менее злыми.

Теодор Рузвельт:
Наш прогресс проверяется не увеличением изобилия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало

Букер Тальяферро Вашингтон:
Высочайший критерий цивилизации той или иной расы — это ее готовность протянуть руку помощи менее удачливым народам.

Мартин Лютер Кинг:
Прогресс человечества никогда не катится на колесах неизбежности – он приходит благодаря неустанным усилиям людей, ставших добровольными сотрудниками Бога…

Махатма Ганди:
Цивилизация в подлинном смысле слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний.

Артур Шопенгауэр:
Все естественные науки имеют тот неизбежный недостаток, что они рассматривают природу исключительно с объективной стороны, забывая о субъективной стороне ее.

Гилберт Честертон:
Большинство современных философов готовы пожертвовать счастьем ради прогресса, тогда как только в счастье и заключается смысл всякого прогресса.

Альберт Эйнштейн:
Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько от сознательности.

Хорхе Луи Борхес:
Мы уже не верим в прогресс – разве это не прогресс?

Паскаль:
У нас не хватает знаний, чтобы даже понять хоть только жизнь человеческого тела. Посмотрите, что нужно знать для этого: телу нужны место, время, движение, теплота, свет, пища, вода, воздух и многое другое. В природе же все так тесно связано между собою, что нельзя познать одного, не изучив другого. Нельзя познать части, не познав целого. Жизнь тела нашего мы поймем только тогда, когда изучим все то, что нужно ему; а для этого необходимо изучить все вселенную. Но вселенная бесконечна и познания ее не достижимы для человека. Следовательно, мы не можем вполне уяснить себе и жизнь нашего тела.

Лактанций:
Дурно то, что люди не знают Бога, но хуже всего то, что люди признают Богом то, что не есть Бог.

Джон Рёскин (Раскин):
Мудрое потребление гораздо труднее мудрого производства. Что двадцать человек с трудом произведут, то один легко может потребить, и вопрос жизни, как для каждого отдельного лица, так и для целого народа, состоит не в том, сколько он произведет, а в том, на что эти продукты тратятся. Люди обыкновенно утверждают, что личная практическая деятельность бессильна сколько-нибудь повлиять на изменение или задержку обширной системы современной промышленности или способов производства и торговли. Я же, вдумываясь в ту же массу умных разговоров, которая входит в одно длинное ухо мира и выходит из другого, не производя ни малейшего впечатления на его ум, испытываю иногда непреодолимое желание попытаться весь остаток жизни употребить на то, чтобы молча делать то дело, которое я считаю разумным, и никогда ни о чем больше не говорить.
Знание есть умственная пища и представляет для ума то же, что пища для тела (разница только в том, что ум нуждается в разнообразной пище, знание же есть только один из многих родов его пищи), и подлежит таким же злоупотреблениям. Оно может быть подмешано и подделано так, что становится нездоровым, может быть до того рафинировано, подслащено и вкусно, что в конце концов теряет всякое питательное значение. И даже самой лучшей умственной пищей можно пресытиться так, что наживешь болезнь и смерть.
Абсолютная справедливость, правда, так же недостижима, как и абсолютная истина, но справедливый человек отличается от несправедливого своим стремлением к справедливости и надеждой достигнуть ее, как правдивый от лживого – своей жаждой истины и верой в нее. Честные восторженные ошибки никогда не бывают вредны, потому что они всегда сделаны в верном направлении и падают впереди на дорогу, а не в ров позади, и потому могут быть всегда исправлены человеком, следующим за вами. 
Самое низменное из всех положений знания, в которых современные сирены стараются убедить людей, состоит в их усилии указать на иной источник жизни, чем любовь. Сентиментально проповедуя устами заповедь о «любви к ближнему, как к самому себе», люди на деле, словно дикие звери, вцепляются когтями в этих ближних и попирают их ногами, причем, кто только может, живет трудами других. 
Странно думать, что физические науки могут когда-нибудь быть враждебны религии. Науки, как и все тщеславное, враждебны не только религии, но и истине; истинная же наука не только не враждебна религии, но и прокладывает в горах тропинку для идущих вещать мир.
Поскольку вы можете находить существа выше вас, на которые вы взираете с чувством благоговения или. глубокого почтения, постольку вы и становитесь благороднее и счастливее. Если бы вы могли всегда жить среди архангелов, вы были бы счастливее, чем в обществе людей. И наоборот, если бы вас осудили жить в толпе идиотов, существ немых, безобразных, злых, вы не были бы счастливы при вечном сознании своего превосходства. Таким образом, вся действительная радость и вся сила человеческого прогресса зависит от того, что люди находят достойный предмет поклонения, а вся низость и все злополучие человечества начинается с привычки все презирать.
Правда – всегда правда и зло – всегда зло. Только безумец, делая зло, говорит, что он делает это для чьего-то блага. Главный и особенный способ отрицать существование Бога состоит в том, чтобы признавать всегда безусловно справедливым общественное мнение и не придавать никакого значения мнению Бога. 
Помните всегда великую и неизменную истину – правило и основу всей экономии, что то, что вы имеете, не может иметь никто другой, и что каждый атом любого вещества, которым вы пользуетесь или который вы потребляете, представляет собою частицу человеческой жизни. Если ваша жизнь идет на поддержание или спасение настоящей жизни или на развитие и создание большей жизни, то потреблена хорошо, в противном же случае она или задерживает развитие жизни или губит ее.