На протяжении одного воплощения или разные жизни с детства до старости

(Институт Духовнократии.   4. На протяжении одного воплощения.    Из трилогии «Пять жизней на Земле. Эволюция душ»)

Возрастные изменения на протяжении текущего воплощения более или менее существенно отражаются на качествах души и нравственном облике человека, но процессы духовного развития остаются скрытыми от глаз стороннего наблюдателя, и судить о них можно лишь по поведению человека, когда он оказывается в разных ситуациях.

У детей истинные качества их души поначалу трудно распознать, так как они находятся в упакованном состоянии, свернуты подобно листьям в почке растения, которым еще предстоит раскрыться.

Малышам свойственен страх перед насилием; как и детеныши животных, они тянутся к старшим за защитой и лаской.

Порой может показаться, что души всех детей чисты, что они гораздо лучше взрослых; и отчасти это так, ибо они еще не приняли в себя реалии мира, в котором воплотились, включая конкретные формы зла, и еще не проявили себя в нем соответственно качествам их душ.

В процессе взросления индивидуальные особенности души, ее эгоизм постепенно раскрываются, особенно в периоды так называемых переходных возрастов; так душа подростка, юноши, молодого человека последовательно воспроизводит ступени развития, преодоленные ею в предшествующих воплощениях.

Бывает заметным, как взрослеющий ребенок, прежде благоразумно прислушивавшийся к воспитателям, будто глупеет, и его поступки становятся более эгоистичными, – такова ступень, которую заново преодолевает раскрывающаяся душа; для кого-то эта ступень последняя из достигнутых в прошлой жизни, для кого-то промежуточная.

В полной мере уровень развития души проявляется лишь в зрелом возрасте, характеризуя личность, тогда же она в наибольшей степени готова к сознательным изменениям в самой себе.

У перваков завершение взросления, знаменующее наступление зрелости, происходит раньше, в то время как пятаки дольше других остаются детьми, продолжая проходить ступени, преодоленные ими в прошлых жизнях, и продолжая меняться.

С разного возраста и в разной степени у людей возникает интерес к приобретению знаний; с разного возраста и в разной степени людей начинает одолевать тяга к вещам, богатству и власти над людьми; в разном возрасте и в разной степени люди задумываются о принципах мироздания.

Старость с присущими ей телесными проблемами и физической немощью есть не менее важный этап развития души, чем детство и зрелый возраст, но совсем немногие понимают это.

В развитом обществе состарившиеся люди могут выполнять посильную для них работу, большее время уделяя размышлениям, переосмыслению событий своей жизни, раскаянию в содеянных грехах, помощи детям в воспитании внуков.

В глубокой старости, когда физические возможности человека и его интеллектуальные способности ослабевают, когда уже нет более сил скрывать свой эгоизм за неискренними словами, улыбками и кокетливыми жестами, человек нередко являет собою портрет его истинной духовности; сознательность его личности, ее глубина и качества его души становятся видны окружающим.

Давая характеристику людям, отличающимся уровнем развития души, мы говорим только о типичном и не рассматриваем особые ситуации, например, связанные с серьезными заболеваниями и травмами, искажающими общую картину, а также исключительные случаи, некоторые из которых упоминаются далее.

В самом раннем детстве люди разных уровней внешне мало отличаются, что смущало умы философов, искавших корни различия людей у их истока, но неизменно находивших всех новорожденных более или менее милыми созданиями вне связи с тем, кто из них потом вырастет.

Вновь прибывшие души, обретшие младенческое тело, сначала адаптируются к земным условиям существования, затем, по мере взросления – к среде обитания, языкам общения, условиям жизни и условностям коллективного сосуществования.

Бессловесные новорожденные поведением напоминают детенышей животных, и люди первых жизней часто относятся к ним с самого рождения как к глупым созданиям, не усматривая постепенно вызревающую личность и не отдавая должного уважения их достоинству, что препятствует духовному развитию детей и искажает их впечатление от реальности, в которой они изволили воплотиться.

Между тем в период детства, в особенности раннего, человек наиболее восприимчив ко всякому обучению, каким бы оно ни было.

Несколько большая тяга к движениям и шумным развлечениям у подросших детей-перваков и втораков, тяга к чтению и интеллектуальному общению с взрослыми у детей-четвертаков и пятаков, организационные и хозяйственные интересы у детей-третьяков – вот примерные различия между ними в этом возрасте.

Среди детей-перваков и втораков можно встретить как заторможенных, так и неудержимых, «без тормозов», которым трудно дается постижение новых знаний и не ощущается к тому мотивации.

В характерах детей довольно рано можно распознать лукавство, склонность ко лжи, элементы коварства, как и простодушие.

Шалости иных перваков и втораков могут быть безжалостными по отношению к сверстникам и учителям, а драки и расправы за пределами школы – даже жестокими.

Им более свойственно равнодушие к учебе и к мнению окружающих, нежели чувство стыда за неподготовленный урок или неблаговидный поступок; нередко лишь физические наказания и лишение удовольствий вырабатывают у них рефлекс на слова: «это делать нельзя» и «это сделать ты обязан».

Тщеславие подвигает одних из них выглядеть героями в глазах сверстников, других – проявлять большую усидчивость.

У иных с раннего возраста обнаруживаются отвратительные качества души, каковые можно назвать врожденными пороками.

В отличие от них большинство детей-четвертаков и пятаков – прилежные, старательные, доброжелательные и совестливые.

Они испытывают чувство стыда, когда их отчитывают за шалости, и не могут позволить себе не выполнить задание учителя.

Внутренний голос, предупреждающий: «так поступать нельзя» или «это сделать ты обязан» – оберегает их от дурных поступков.

Хотя развитие детей-пятаков более продолжительное, у многих из них рано проявляются высокие качества души – то, что именуют врожденным чувством достоинства, благородством и сознательностью.

На детей-пятаков воспитателям не нужно повышать голос, достаточно сделанного замечания или неодобрительного взгляда.

У большинства из них в раннем возрасте проявляются способности к искусствам – музыке, рисованию, лепке… к языкам и математике.

Вместе с тем дети-четвертаки не вполне свободны от таких чувств как жадность, зависть, ревность и тщеславие, хотя многие из них способны осознавать, что это дурно и недостойно.

Дети-перваки и втораки в подростковом возрасте предпочитают общество сверстников, избегая общения со строгими родителями и воспитателями с их предостережениями и наставлениями.

Порой они проявляют успехи в спорте и труде, демонстрируя большую ловкость и координированность, ибо их не отвлекают сковывающие тело глубокие душевные переживания.

Дети-третьяки – организаторы и заводилы компаний, как правило, состоящих из детей первой и второй жизни.

Хотя они любят всевозможные развлечения и удовольствия, но в шалостях более осмотрительны, чем дети-перваки и втораки, и огорчаются, когда учителя или родители повышают на них голос.

Они бывают ревнивы, злы и коварны, болезненно завидуют успехам сверстников, что стимулирует их проявлять большую усидчивость.

Подростки-четвертаки и пятаки, как правило, выбирают творческие занятия – музыку, изобразительное искусство, интеллектуальные игры, научные опыты; уединение с книжкой или беседу с родителями они предпочтут шумному, бездумному веселью и шалостям.

Дети первых ступеней четвертакам и пятакам кажутся глупыми, а их интересы – примитивными.

Любовь и ее проявления в юношеском возрасте также отличаются у людей с разным уровнем развития души.

Юноши-четвертаки и пятаки испытывают глубокие, возвышенные чувства, которые они способны пронести через всю свою жизнь; любимой они посвящают стихи, поэмы, романсы, далекие звезды…

У юношей-перваков то, что именуют любовью, приобретает черты животного телесного влечения к противоположному полу.

Почти все физически здоровые девушки кажутся юношам-первакам привлекательными и подходящими для близких отношений; многие их них пытаются заворожить их рельефной мускулатурой и достижениями в единоборствах.

Девушки-пятаки предъявляют самые высокие требования к душевным качествам претендентов; с ними трудно сблизиться; они чаще других остаются одинокими.

Девушки-третьяки тщеславны, кокетливы и переборчивы.

Девушки-перваки доверчивы, их легко соблазнить; почти любой физически здоровый молодой человек, кажется им подходящим.

Фактически большинство людей женятся на теле и окружающей его обстановке, удовлетворившись внешними данными партнера, его сексуальной и материальной состоятельностью.

Молодые люди перваки и втораки с трудом воспринимают моральные наставления воспитателей и учатся на опыте собственных ошибок; в выборе жизненного пути они полагаются на советы тех, кто имеет авторитет в их глазах; фанатизм в обретенной ими вере – нередкое проявление свойств их души.

Молодые люди третьяки критически относятся к своим и чужим поступкам, но из-за консерватизма с трудом меняют убеждения.

Молодых людей перваков, втораков и, отчасти, третьяков влекут развлечения, в коих они находят смысл своего существования; работа представляет интерес для них лишь как источник средств для безбедного и нескучного существования; многих из них подстерегают такие искушения, как алкоголь и наркотики.

Молодых четвертаков и пятаков привлекают творческие занятия – наука, искусство, право, философия, религия, эзотерика; они предпочитают серьезную литературу, извлекая из нее и из событий жизни духовную пищу.

В работе они ищут интересное для души и ума, а также удовлетворение от сознания пользы, приносимой людям; они весьма остерегаются греховных поступков, как их понимают, и активно учатся на ошибках окружающих и прошлых поколений.

Сомневаясь, как ему поступить, пятак полагается более на нравственные критерии и то знание, которое его душа получает свыше, нежели на результаты логического анализа или чье-то мнение.

Творец раскрывается пятаку постепенно, по мере его взросления и роста сознания души.

Переосмысливая все, что он видит вокруг себя и чувствует, пятак в какой-то момент осознает могущество Творца, Его совершенство и неподвластность времени, Его справедливость и милосердие; это укрепляет его веру в Идеал, в бессмертие души и склоняет к праведной жизни, ведущей на путь, преисполненный святости.

Иные из пятаков с Божьего благословения ощущают себя самодостаточными, без посторонней помощи обретая необходимые знания и силы, и не нуждаются ни в одобрении, ни в сочувствии окружающих.

Для людей первых ступеней, не верующих в Творца, Его не существует, и это вполне соответствует их ощущениям, ибо Творец не открывается тем, кто Его не ищет и отказывается признавать.

Потому люди первых ступеней легко соглашаются как с утверждением, что Бога нет, так и с утверждением, что Бог – не один; они – язычники.

Таким образом, средства и пути духовного развития в каждой жизни существенно иные, сообразные с уже достигнутым уровнем; даже можно условно провести параллель с отличием жизненных путей насекомого в стадиях личинки, куколки и бабочки.

Чем меньше человек знает об истинном устройстве мира, тем больше он уверен в правильности своего мировоззрения; подобная косность характерна для малоразвитых душ.

Людей финальной жизни, ощущающих Бога в душе своей, обычно не беспокоит приближение их кончины, они следуют Заповедям и уповают на Всевышнего.

Люди третьей жизни – самые беспокойные: они уже осознали, что мир устроен сложнее, чем их представления о нем, а также что в их окружении немало эгоистичных и коварных личностей, и что в любой момент в силу множества причин они могут лишиться жизни и оказаться пищей для червей.

В старости физические возможности человека, связанные с его телом, в частности, с работой мозга, угасают, но его духовные качества, эгоизм души находятся в том состояния, которого достигли.

Как летом иная живописная крона скрывает кривой ствол и корявые ветви, так в зрелом возрасте ум помогает человеку скрывать его эгоизм и негативные качества души от окружающих; однако в зимнем старческом возрасте, когда изворотливость ума ослабевает, качества души обнажаются, и все могут видеть, что из себя представляет та или иная личность в действительности.

Так, примитивный, неуживчивый, скупой, глупый, отталкивающий старик – вполне типичен для первака.

В меру скупая, в меру завистливая, самоуверенная, кокетливая, любопытная старушка, без угрызений совести осуждающая других, назойливая, любящая давать советы – типична для третьяков.

Пятаки умеют красиво стареть, они сохраняют духовные интересы и целеустремленность, отличаются благоразумием и мудростью, излучают доброту и всегда готовы придти на помощь.

Если пожилые люди первых ступеней находят себя состарившимися, то люди пятой жизни сетуют на то, что их тело износилось, хоть душа молода и активно продолжает развиваться.

Что касается кары небесной за грехи земные, то она минимальна в детском возрасте и возрастает по мере взросления человека, требования же к душе возрастают по мере перехода из жизни в жизнь.

К пятакам предъявляются самые строгие требования как к осознающим, что есть грех, и они могут в этом убедиться, сопоставляя свою судьбу с судьбами тех, кто не понимал, что творит.

* * * * *

Отклонения и исключения

Выше был дан обобщенный портрет людей пяти ступеней, но нет двоих, душа которых достигла бы в точности одинакового уровня.

Творец не ограничивает возможностей индивидуального духовного продвижения, однако крайне редко бывает, что в течение одного воплощения человек преодолевает две ступени.

Впервые воплотившиеся в человеческом обличии развиваются медленнее всех; выдающихся успехов чаще достигают четвертаки и пятаки.

Тем не менее некоторые из людей первых ступеней – прямодушные, искренне стремящиеся к созидательной деятельности и не уловленные сетями злоумышленников, реализуют получаемое свыше Божественное вдохновение в труде, реализуя дар «умного делания», удивляя произведениями рук своих и вдохновляя других, выполняя обыкновенную работу как творческую без принуждения и с радостью сердца, каковая, подобно мудрости, хранит их ум от злых мыслей и намерений, а уста от речи лживой.

Заметим при этом, что умение и знание – вещи разные: умение даровано Творцом всем живым существам, человеку же сверх того Им дана широкая свобода воли и приоткрывается Истина, что позволяет пытливым умам извлекать знание ради всего человечества и расширять горизонты умения возможностями создаваемых ими машин.

Редко, но случается, когда ребенок первой-второй ступени рождается у родителей четвертой-пятой, как и наоборот.

В духовных мирах души продолжают свое развитие, и те, кто успешно прошел несколько земных воплощений, могут продолжить свое развитие, воплощаясь на других планетах.

Большинство душ, преодолевших четвертую и пятую ступени, выбирают для себя внеземные программы дальнейшего совершенствования, немногие из них возвращаются на Землю.

Единицы из наиболее продвинувшихся выдвигаются Творцом к выполнению особой духовной миссии на Земле.

Среди людей встречаются имеющие дар сверхчувственного восприятия – ясновидящие и яснослышащие, а также обладающие способностью привлекать внимание Творца к страждущим и исцелять больных Его силой.

Некоторым людям Творец открывает настоящее в его истинном свете, показывает последствия ошибочных поступков, а также пути решения проблем, кажущихся неразрешимыми.

Встречаются и лукавые обманщики, выдающие себя за ясновидящих и пророков.

Предсказания истинных пророков, коим наитствует Сам Творец, сбываются – таким образом выявляют лжепророков.

Слова Творца, вложенные в уста пророка, разъясняют людям нравственный смысл происходящего, предостерегают о бедах, грозящих вследствие греховного поведения людей, описывают варианты будущего, которое люди приближают своими поступками, и увещевают сойти с порочных путей.

Иные пророчества даются заранее, подобно содержащимся в Торе, – чтобы человечество могло подготовиться к ним.

Души приходят в сей мир вещей и уходят, происходит то, что называют сменой поколений, но неизменна эгоистическая природа человека, и в каждом поколении перед людьми встают те же нравственные проблемы, что и в предыдущих, и в каждом поколении Творец желает видеть людей исполняющими Его заповеди.

В критических обстоятельствах Творец пытается увести человечество с пути, ведущего к катастрофе, с помощью Своих пророков, в надежде, что Его послушаются; но принцип свободы воли, дарованной Им людям, – неколебим, как и Его нравственные требования.

Благодаря открываемым свыше знаниям, изменятся условия жизни людей и изменится облик планеты, утратят авторитет религии, оказавшиеся не в состоянии отстаивать свои догмы, появятся новые философские учения и прагматичные идеи о смысле и цели жизни человека, и людям начнет казаться, что Десять заповедей устарели, но это заблуждение: высеченные Самим Творцом на каменных скрижалях Заповеди – вечны, ибо соответствуют эгоистической природе воплощающихся на Земле душ.

Массовое игнорирование Заповедей есть следствие естественной попытки пришедших на Землю незрелых душ освободиться от нравственных запретов Творца, это путь к деградации, к язычеству в новых аморальных формах, ведущий к усилению несправедливости и жестокости.

Никто не вправе отменить Десять заповедей Творца, исказить их или заменить иными; потомки сынов Израиля во всех поколениях обязаны нести знание о Боге Единственном и Его требованиях народам мира и убеждать примером праведной жизни в изменившихся условиях земного бытия.

________________________

* Фрагменты из книги Бориэля Сима «Пять жизней на Земле. 
Эволюция душ». Книга третья: «Весть»