ОСОЗНАННОЕ 8

(ссылки, продолжение — 8)

«Произведения всех действительно даровитых голов отличаются от остальных характером решительности и определенности и вытекающими из них отчетливостью и ясностью, ибо такие головы всегда определенно и ясно осознают, что они хотят выразить, — все равно, будет ли это проза, стихи или звуки.» [ Артур Шопенгауэр ]

ЛЮБИМЫЙ ФИЗИК ФЮРЕРА, ЛАУРЕАТ ДВУХ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИЙ
«Если вы зайдете на сайт энциклопедии и наберете фамилию штандартенфюрера СС, кавалера Рыцарского Креста с дубовыми листьями барона Манфреда фон Арденне (20 января 1907 — 26 мая 1997), то вы можете удивленно прочитать, что он лауреат двух Сталинских премий 1947 и 1953 гг. За что?
Талантливый физик. Автор 600 патентов. Один из пионеров телевидения. Национальные премии ГДР за 1958 и 1965 гг. Может, за телевещание? Наши источники хранят полное молчание – ну нет в мире этого человека.
Фон Арденне был любимым физиком фюрера. У него была своя частная лаборатория под Берлином, которую щедро финансировало министерство почт под немецкий «Уран-проект» (Kerwaffenprojekt) 1938-1945 гг. Именно Манфред ф. Арденне разработал метод газо-диффузионной очистки изотопов урана (гексафторид, или шестифтористый уран, оказывается, газ) и разделения изотопов урана-235 в центрифуге».

«МУДРЫЕ И ПРОНИЦАТЕЛЬНЫЕ ЦИТАТЫ СЭРА УИНСТОНА ЧЕРЧИЛЛЯ«
«Черчилль стал единственным премьер-министром Великобритании, удостоенным Нобелевской премии в области литературы, и был первым, кого произвели в Почетного гражданина США. По данным опроса, проведённого в 2002 году вещательной компанией BBC, Уинстон Черчилль был назван величайшим британцем в истории.
Уинстон Черчилль никогда не отличался ни хорошей физической формой, ни хорошим здоровьем – но, тем не менее, он отметил свой 90-летний юбилей, а его высказывания «Отнимите у меня сигару — и я объявлю вам войну!», «Если газеты начнут писать о том, что надо бросить курить, я лучше брошу читать», «Своим долголетием я обязан спорту. Я им никогда не занимался», «В молодости я взял себе за правило не пить ни капли спиртного до обеда. Теперь, когда я уже немолод, я держусь правила не пить ни капли спиртного до завтрака» до сих пор удивляют и возмущают всех приверженцев здорового образа жизни.
Мы собрали 40 мудрых высказываний сэра Уинстона Черчилля о политике и жизни, которые передают всю глубину, проницательность и остроумие этого гениального человека, прославившего и себя, и свою страну на весь мир:
1. Если вы идете сквозь ад — идите не останавливаясь.
2. У тебя есть враги? Хорошо. Значит, в своей жизни ты что-то когда-то отстаивал.
3. Любой кризис — это новые возможности.
4. Умный человек не делает сам все ошибки — он дает шанс и другим.
5. Лучший аргумент против демократии — пятиминутная беседа со средним избирателем.
6. Успех — это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма.
7. Сокол высоко поднимается, когда летит против ветра, а не по ветру.
8. Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения.
9. Врождённый порок капитализма — неравное распределение благ; врождённое достоинство социализма — равное распределение нищеты.
10. Когда орлы молчат, болтают попугаи.
11. Власть — это наркотик. Кто попробовал его хоть раз — отравлен ею навсегда.
12. На протяжении своей жизни каждому человеку доводится споткнуться о свой «великий шанс». К несчастью, большинство из нас просто подымается, отряхивается и идет дальше, как будто ничего и не произошло.
13. Не желайте здоровья и богатства, а желайте удачи, ибо на Титанике все были богаты и здоровы, а удачливыми оказались единицы!
14. Ложь успевает обойти полмира, пока правда надевает штаны.
15. Политика столь же захватывающа и опасна, как война. В войне вас могут убить лишь раз, в политике много раз.
16. Мои вкусы просты. Я легко удовлетворяюсь наилучшим.
17. Хотите, чтобы в споре ваше слово было последним? Скажите оппоненту «Пожалуй, Вы правы».
18. Большое преимущество получает тот, кто достаточно рано сделал ошибки, на которых можно учиться.
19. Люди прекрасно умеют хранить секреты, которых не знают.
20. Я люб­лю сви­ней. Со­ба­ки смот­рят на нас сни­зу ввер­х, кош­ки — свер­ху вниз. Лишь свиньи смот­рят на нас как на рав­ных.
21. Война — это когда за интересы других гибнут совершенно безвинные люди.
22. Величайший урок жизни в том, что и дураки бывают правы.
23. Гораздо лучше подкупить человека, чем убить его, да и быть подкупленным куда лучше, чем убитым.
24. Легче управлять нацией, чем воспитывать четверых детей.
25. Мы живем в эпоху больших событий и маленьких людей.
26. От деревянных башмаков к деревянным башмакам — путь в четыре поколения: первое поколение наживает, второе — приумножает, третье — транжирит, четвертое — возвращается на фабрику.
27. Ничем так не завоюешь авторитета, как спокойствием.
28. Американцы всегда находят единственно верное решение. После того, как перепробуют все остальные.
29. В тяжёлые для страны времена значение мифов трудно переоценить.
30. Учите историю, учите историю. В истории находятся все тайны политической прозорливости.
31. Самый хороший способ испортить отношения — это начать выяснять их.
32. Цель парламента — заменить кулачные бои словесными.
33. Когда двое дерутся — выигрывает третий.
34. Если убить убийцу, количество убийц не изменится.
35. Пес­си­мист ви­дит труд­нос­ть в каж­дой воз­мож­нос­ти; оп­ти­мист ви­дит воз­мож­нос­ть в каж­дой труд­нос­ти.
36. Вы ни­ког­да не дой­де­те до мес­та наз­на­че­ни­я, если бу­де­те швы­рять кам­ни в каж­дую лающую со­ба­ку.
37. Народ, забывший своё прошлое, утратил своё будущее.
38. Даже самого ослепительного света не бывает без тени.
39. Я — оптимист. Не вижу особой пользы быть чем-то ещё.
40. Ни одна звезда не засияет, пока не найдётся человек, который будет держать сзади чёрное полотно.
Однажды во время выступления одна журналистка спросила политика:- Неужели Вам не приятно сознавать, что каждый раз, когда Вы выступаете с речью, зал забит битком?
На что Уинстон Черчилль ответил:
— Приятно, и даже очень, но каждый раз, когда я вижу полный зал, я не могу не думать о том, что, если бы я не произносил речь, а поднимался на эшафот, зрителей собралось бы вдвое больше».
Здесь вы можете найти цитаты на английском языке Уинстона Черчиля с переводом/ Winston Churchill English quotes.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
«В 1995 г. на сессии ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, которая определила понятие толерантности как: «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности; понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека; не уступку, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека». Вместе с тем, многие современные социальные мыслители утверждают, что доктрина толерантности неадекватна современным реалиям. Она заменяет решение реальных общественных проблем лицемерной декларацией уважения прав представителей иных культур, конфессий и т. д. быть другими. Такие борцы за права как, например, Мартин Лютер Кинг, требовали реального равенства, а не «толерантности», дающей возможность лишь не обращать внимания на острые социальные противоречия. Словенский философ Славой Жижек утверждает, что западный принцип толерантности на деле является не способом любить ближнего и чувствовать к нему эмпатию, а, напротив, инструментом отчуждения другого, способом защититься от него. Для либерального мировоззрения свойственно разделять людей на тех, кто абстрагируется от одной культуры, являясь в этом отношении «гражданином мира», и на тех, кто укоренен в одной культуре, досконально знает свои традиции, помнит всех своих предков до 10-го колена. Последние воспринимаются либералами как варвары, хотя очевидно, что укорененный и знающий свою культуру человек гораздо образованнее «гражданина мира», который знает понемножку обо всем и ничего не знает глубоко, и прежде всего, собственную культуру. Принцип толерантности позволяет удерживаться на расстоянии, «уважать их права» издалека. Таким образом, толерантность не сближает, а разобщает людей. А нивелируя напряженность между культурами, она унифицирует их, что является одним из необходимых условий глобализации.
Полноценный культурный диалог и адекватное восприятие иного невозможны без драматической напряженности между культурами, вероисповеданиями, идеологиями. Многие критики толерантности обращают внимание на то, что она является способом разрушить традиционный уклад и исторические религии. Само слово «толерантность» оказывается своего рода лукавой подменой: терпение как одна из главных христианских добродетелей подменяется терпимостью к греху. В ряде протестантских и католических стран официально поощряется содомия… С идеологией толерантности коррелирует принцип политической корректности, также являющейся формой «утонченного господства» и позволяющей маргинализировать человека, организацию, государство, настаивающих на собственной культурной идентичности. С. Жижек утверждает, что доктрина толерантности является формой рафинированного расизма: борьба за «права человека» становится для Запада оправданием внедрения на чужие территории (как в Ираке и Югославии) и внедрения на этих территориях, не «общечеловеческих», а именно американских ценностей, взамен уничтожения традиционных».

ЛЕВЫЕ ИДЕИ
«Мировая история подсказывает, что левые идеи – тупиковые в человеческой истории, и рано или поздно все начинания левых уходят в небытие. Современные леваки трансформировались в жалкое сборище маргиналов, существование которых основано на цензуре, умалчиваниях, фальсификациях, лжи, обмане, ненависти и нетерпимости. В этом смысле ничего удивительного в интернет-пространстве не произошло – просто идеологические родственники национал-социалистов проявили недюжинную способность к самоорганизации и самосохранению».

ПОЗЛОСЛОВИТЬ НА ЛЮБИМУЮ ТЕМУ
«Не то, чтобы я сильно соскучился по письму в жж и, вообще, по какой-то активности в соцсетях, но сон не йдёть и почему бы не позлословить на любимую тему. Моя любимая тема это интересные явления природы. Одно из самых любопытных явлений это жизнестойкость болванов. Жестокая реальность и необходимость выживания заставляет болванов забираться не только во все мыслимые и немыслимые щели, но и на самый верх. То, что в правительстве сидят одни болваны, уже никого не удивляет. Но сколько их пробралось в высшую школу, не поддается никаким подсчетам. А сколько их в журналистике, во всякого рода собраниях, комитетах, так называемых экспертных сообществах! Справедливости ради скажу, что болваны абсолютно безвредны и даже, порой, полезны. Так я, например, ради интеллектуальной разрядки люблю почитать блог одного-другого особо выдающегося болвана. Чего ради? — быть может спросите вы. Да все потому, что мир так изменчив, непредсказуем, что порой от этого сильно устаешь, хочется уже стабильности, покоя, какой-то привычной и известной тебе человеческой тупости, чтобы ощутить себя в знакомой обстановке почти домашнего пердежа. А что может быть стабильнее болвана, которого знаешь со школьной парты или со студенческой скамьи? Вот, и я говорю: ничего».

«ПРОЩАЙ, ИСТИНА!«
«В июне прошлого года НАСА столкнулось с дилеммой: следует ли дать официальный ответ на конспирологическую теорию, что космическое агентство похищает детей и отправляет их в колонии на Марсе? Руководство опасалось, что официальный комментарий привлечет еще больше внимания к этой теме. Наконец,  оно решило опубликовать разъяснение, зная, что фантазии обладают большой силой. Границы лжи – это пределы человеческого воображения. Его способность возбуждать, волновать и шокировать гораздо больше, чем сила истины. Поэтому соблазн распространять ложь гораздо сильнее. «Ложь летит, а правда хромает за ней», — написал Джонатан Свифт еще в 1710 году. Это было задолго до эпохи цифровых технологий, в которой каждый читатель новостей может быть одновременно и их производителем, и распространителем, поэтому информация расходится с беспрецедентной скоростью. Задолго до полного успеха в сфере искусственного интеллекта люди сами успешно используют достижения в этой области для всевозможной фальсификации истины. Термин «deepfake», который можно дословно перевести, как глубокая фальшивка, базируется на игре слов – сочетании термина deep learning (глубокое изучение, возникшее первоначально для обучения иностранным языкам с погружением в языковую среду) с термином «fake», фальшивка… Термин «deepfake» стал популярен около года назад, когда в сети появились фальшивые порноролики высокого качества, где фигурировали известные кинозвезды: Галь Гадот и Эмма Уотсон. Но это – только верхушка айсберга.

А. ТАРКОВСКИЙ:
«Если писатель, несмотря на одаренность, бросит писать оттого, что его не печатают, — это не писатель. Воля к творчеству определяет художника, и черта эта входит в определение таланта».
«Для человека, чтобы он мог жить, не мучая других, должен существовать идеал. Идеал как духовная, нравственная концепция закона. Нравственность — внутри человека. Мораль — вне, и выдумана как замена нравственности. Там, где нет нравственности, царит мораль — нищая и ничтожная. Там, где она есть — морали нечего делать. Идеал недостижим, и в этом понимании его структуры — величие человеческого разума».
«Без надежды нет человека. В искусстве следует показать этот ужас, в котором живут люди, но только в том случае, если найден способ в результате выразить Веру и Надежду. Во что? На что? В то, что, несмотря ни на что, он полон доброй воли и чувства собственного достоинства».
«Талант — несчастье, ибо, с одной стороны, не дает никакого права на достоинство или уважение, с другой же — возлагает огромные обязательства, подобно тому, как честный человек должен защищать переданные ему на сохранение драгоценности…»
«…экранизировать следует несостоявшуюся литературу, но в которой есть зерно, которое может развиться в фильм, и который, в свою очередь, может стать выдающимся, если приложить к нему свои способности».
«Наша сложная жизнь, приготовляя каждому из нас какую-то весьма определенную роль, ставит нас в условия, благодаря которым развиваются лишь те черты нашей души, которые помогают развиваться нам в этой роли».
«Как созревает замысел? Это, видимо, самый загадочный, неуловимый процесс. Он идет как бы независимо от нас, в подсознании, выкристаллизовывается на стенках нашей души. И только от формы души зависит его неповторимость и, более того, от наличия души зависит незримый «утробный период» ускользающего от сознательного взора образ».
«Который раз убеждаюсь в том, что наблюдательность и знания художнику необходимы лишь для того, чтобы знать, от чего ты отказываешься, не будет ли твой отказ выглядеть искусственно или фальшиво. Так как, в конечном счете, важно ограничить себя рамками, которые бы не обедняли, а наоборот, углубляли и помогали создать свой мир, изгнав претенциозность и чрезмерное старание быть оригинальным. Надо исключить как можно больше связей с жизнью, но не за счет правдивости, а за счет изъятия лишнего мусора, который кажется (или, вернее, может показаться кое-кому) признаками истины, аргументами. Но эти аргументы уже за рамками образного мышления, т. е. там, где количество никогда не перейдет в качество».

«СМИРЕНИЕ, СВОБОДА И ДОРОГА В РАБСТВО: 27 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ ФРИДРИХА ХАЙЕКА«
«Хайек предупреждал в «Дороге к рабству» все эти правительства не идти по опасному, пусть и политически заманчивому пути, близкому к социалистической экономике. Централизованное управление требует контроля над экономической жизнью граждан, а экономический контроль требует экономического принуждения, поскольку иного выбора, кроме как заставить население выполнять планы правительства, просто нет – по доброй воле свободный рынок не станет подчиняться централизованному планированию.
Для принуждения же необходимо применять силу, а для применения силы государству понадобятся все новые и новые полномочия и инструменты. Медленно и неумолимо этот процесс рано или поздно приведет к тоталитарному полицейскому государству без индивидуальных свобод, без политической оппозиции, без свободных и критически настроенных СМИ. И все это, разумеется, во имя благих намерений, ради общественного блага. Так даже самые честные, чистые и талантливые лидеры вынужденные все больше и больше расширять свои полномочия, в конце концов, станут диктаторами.
Именно сегодня нам стоит хорошо усвоить урок, который Фридрих Хайек пытался преподать более полувека назад — процветание возможно лишь благодаря свободе, а еще смирению — отказу от самонадеянных попыток управлять экономикой, этим огромным, сложным и крайне деликатным полем деятельности людей. Ее невозможно, да и не нужно планировать, как не должно и не может государство указывать своим гражданам, что им делать. Свободная экономика вовсе не хаотична и не лишена смысла, вот только планирует ее не государство, а каждый индивидуум. Смирение ведет к свободе, а свобода — к процветанию».

«СТРАНА БЕЗ МУСУЛЬМАН«
«В мире, особенно в Европе, есть страны, переживающие значительные культурные изменения, связанные с мусульманской эмиграцией. Франция, Германия, Бельгия, Голландия служат характерным примером того, как подобная эмиграция вместе с высоким естественным приростом мусульманского населения вносит изменения во все сферы жизни.
Любопытно, что существует государство, официальная позиция которого в данном вопросе принципиально иная – это Япония. В том что касается мусульман Страна восходящего солнца сохраняет низкий профиль на всех уровнях.
Отношение к мусульманам находит свое отражение и в численном соотношении: в Японии 127 миллионов жителей и лишь десять тысяч мусульман – меньше сотой процента. Случаи перехода японцев в ислам единичны. В стране также есть несколько десятков тысяч мусульман иностранных рабочих, в основном пакистанцев, сумевших попасть в Японию в качестве работников строительных фирм. Однако в силу отрицательного отношения к исламу в обществе они стараются не привлекать к себе внимания.
Причин, объясняющих подобную ситуацию, несколько.
Японцы склонны видеть в любом мусульманине фундаменталиста, не готового освободиться от традиционалистского взгляда и не способного принять современный образ мышления и поведения. Ислам представляется японцам странной религией, от которой любой здравомыслящий человек должен держаться подальше.
Подобный общественный консенсус вместе с официальным подходом в отношении мусульманской эмиграции создает своего рода железную стену вокруг Японии, преодолеть которую мусульмане не в состоянии. Эта стена заглушает и международную критику Японии в данном вопросе. Критика лишена смысла, поскольку не переубедит ни одного японца открыть ворота страны для мусульманской эмиграции.
Японский феномен позволяет сделать важный вывод о существовании прямой связи между национальным самосознанием и эмиграционной политикой. Народ с развитым национальным самосознанием и ярко выраженным культурным самоопределением не оставляет шанса безработным всего мира проникнуть на территорию своей страны. В то время как народ, чье национальное самосознание слабо, а культурное самоопределение размыто, лишен средств, способных противостоять проникновению чужой культуры, чуждой его стране и государству».

ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ:
«Если свобода что-нибудь значит, то это право говорить людям то, что они не хотят слышать».

МИХАИЛ КАЗИНИК:
«Гении – этого своего рода инопланетяне на земле. Это люди, которые лишены возможности жить обычной земной жизнью. Глухой Бетховен, с трудом дышащий Шопен, невероятно хрупкий болезненный Моцарт, одинокий Шуберт, думающий о суициде Шуман, Чайковский с обнаженной кожей. А результат – музыка, которая защищает, спасает, питает энергией и так далее. Они жертвы. Они одиноки в этом мире. Их земное существование не укладывается в рамки традиций».

ЛИБЕРАЛИЗМ ЖИВ И ЗДОРОВ
«…те, кто предупреждает об опасностях для либерализма, почему-то воздерживаются от объяснения, а что конкретно имеется в виду под понятием «идеалы либерализма». Если либерализм определяется как социальное движение, которое защищает свободу (свобода личности, свободный рынок, свободное предпринимательство и демократия), то следует признать, что мы находимся – на вершине побед либерализма. Либеральные ценности заполняют жизненное пространство, став частью процесса, который может быть нелинейным, но при этом, безусловно, четким. Те, кого смущает рост национализма и наличие признаков автократии в Европе, забывают, что в течение более сорока лет после 1945 года Россией и восточной Европой, в том числе, Польшей и Венгрией, правила коммунистическая диктатура, в Турции была военная диктатура, выражение «свободный рынок» в Индии звучало как ругательство, а Китай был закрыт от мира режимом Мао.
С любой точки зрения, если широко проанализировать проходившие в мире процессы, то можно видеть драматический прогресс в сторону либерализма. Стремительными темпами рос городской образованный средний класс. Тот факт, что в Восточной Европе к 2019 году к власти пришли лидеры, бросающие вызов либеральным ценностям, например, в отношении ЛГБТ или нелегальных иммигрантов, не должен удивлять: вспомните, что в течение долгого времени многие американцы, французы и немцы не одобряли идею однополых браков или выступали против абсорбции иммигрантов, прибывающих с другого континента. Более того, политики, которые ныне олицетворяют собой «социальный прогресс» в Соединенных Штатах, такие, как Билл и Хиллари Клинтон и Барак Обама, были также настроены против однополых браков в течение последнего десятилетия, и, конечно, их вряд ли можно было увидеть на парадах гордости. Политические левые, представленные в США Демократической партией, а в Европе – социалистами, были запятнаны расизмом в течение многих лет…
Либеральные идеалы – это то, что американцы называют work in progress (незавершенная работа); другими словами, речь идет о постоянном процессе перемен, который нередко вызывает сопротивление, а порой и временный регресс. Конечно, есть мусульманский мир, который отказывается принять либеральные идеалы, и есть Китай, который представляет собой колоссальную проблему, но мы-то, на Западе, включая Израиль, продолжаем шагать вперед и продолжаем дискутировать. А отчаяние, беспокойство и страх перед каким-то апокалипсисом не имеют никакого отношения к реальности».

«САМОЕ ГЛАВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН»
«Все знают об арабской Мекке, но мало кому известно, зачем, собственно, толпы паломников ежегодно едут в этот город. А как посещение исламской святыни выглядит глазами самих мусульман?..»

ВЛАДИМИР КРАМНИК:
«Я считаю, что вероятность большой войны или каких-то крупных социальных катаклизмов резко повысилась за последние десять-пятнадцать лет. Мне кажется, мы приближаемся к точке невозврата, после чего произойдет что-то очень большое и неприятное. Это «что-то» заденет, конечно, всех и все сферы жизни. Но потом, на руинах, возникнет что-то новое. Вообще политика сейчас настолько превратилась в шоу-бизнес, что относиться к этому серьезно просто не имеет смысла. У меня ощущение, что в действиях политиков отсутствует какой-то контент. То, что нам выдают, не несет никакой смысловой нагрузки. Нам приходится обсуждать какие-то твиты, какие-то наряды, какую-то чушь. Это шоу-бизнес…
— Мне кажется, что большинство политиков не понимает, что происходит сегодня в мире. Чем живут люди, как развиваются технологии, куда мы вообще движемся. Они не поспевают за изменениями, которые происходят. Эти люди устарели. Учитывая скорость изменений, которые происходят, с одной стороны, и медлительность общества и власти с другой, это неизбежно приведет к какому-то взрыву. Сейчас ведь отсутствует понятие долгосрочного планирования. Все мыслят короткими категориями: выиграть на выборах, дожить до следующих выборов, снова пойти на выборы. Ни у кого нет стратегии развития. И это меня очень беспокоит».

«СЕКРЕТ, ОБЁРНУТЫЙ В ТАЙНУ«
«Социалисты – великие мечтатели. Овладев властью, они задумали дерзкую комбинацию, которую иначе, как гениальной, не назовёшь. Замминистра иностранных дел Йоси Бейлин со своей бригадой вступил в тайные переговоры с руководством ООП. Контакты с террористами израильским законом запрещены, и группа Бейлина рисковала быть арестованной и судимой… В результате тех переговоров был подготовлен фантастический проект: создатель современного терроризма и сам кровавый убийца Арафат, чахнувший со своей бандой в изгнании в Тунисе, получал от израильского правительства деньги, оружие и полный контроль над арабским населением специально создававшейся для ООП “Палестинской автономии”. Банда Арафата, благодарная евреям за такое благодеяние, кончает с терроризмом и строит, при поддержке всего мира, современное либеральное арабское общество. Так Газа, находящаяся на отшибе арабской жизни, превращается с помощью евреев, поспешивших вскоре начать там строить морской порт и аэродром, в “Ближневосточный Сингапур”. На Ближнем Востоке наступают гармония и процветание.
По полёту мысли и масштабам я могу сопоставить этот замысел только с осуществлённым в сказке про Кота в сапогах, где Кот уговорил злого великана-волшебника продемонстрировать своё всесилие, превратившись в мышку, и слопал эту мышку. Ещё, конечно, есть проект Маркса о построении коммунизма на Земле.
Но до осуществления замысла-мечты социалистам нужно было уговорить евреев-израильтян принять их план к осуществлению и подписать “Договор Осло”… При подписании второй части договора – “Осло 2”, этих голосов тоже не хватало, и руководители страны откровенно подкупили министерскими постами и автомобилями двух негодяев из правой партии Цомет… Всё названное – государственная измена Йоси Бейлина, подкуп членов Кнессета, могли бы забыться, если бы “Договор Осло” оказался успешным. Цель может оправдать средства, если её достижение благотворно. Увы, “Осло” привело к катастрофе – к чудовищному терроризму, развязанному бандой Арафата – более полутора тысяч убитых евреев и около 10 тысяч изувеченных. Термин “жертвы мира”, введённый в будничный обиход лидерами социалистов, мало утешал. Жертвы войны приносятся ради победы. А ради чего приносятся жертвы мира? Ради поражения?
Строго говоря, лидеры социалистов после такого тяжёлого кровавого провала их авантюры должны были уйти в отставку и за преступления, которые я упомянул, предстать перед судом. Спасти их могло только одно – покушение на премьера Израиля Ицхака Рабина. Оно и случилось – 4 ноября 1995 года.
Ничего более ужасного для страны произойти не могло. Договор с Арафатом, столь губительный для евреев, орошённый кровью премьера, приобрёл сакральность. Политик-банкрот превратился в мученика. Провал Осло приобрёл виновника – 25-летнего ассасина Игаля Амира. На похороны Рабина прибыли взволновавшиеся судьбой Арафата главы важнейших стран мира…
Именем убитого назвали всё, что может быть названным. 12-й день месяца Хешван в еврейском календаре был назначен днём памяти Рабина. В школах учредили ежегодный “урок Рабина”.
Всё мировое зло, не допустившее возникновения в Израиле гармонии евреев с террористами, в пропаганде левой израильской прессы (в те годы – всей) сконцентрировалось на фигуре Игаля Амира. Он получил самый суровый в истории Израиля, после суда над Эйхманом, приговор – пожизненное заключение в одиночной камере…
Когда страсти по поводу покушения на Рабина несколько улеглись, возникло множество вопросов по поводу самого покушения. Ближайший друг и ментор Игаля Амира Авишай Равив оказался агентом секретной полиции и, по показанию свидетелей, знал о планах Амира. Но не предотвратил их реализации. Из публикаций о нестыковках в официальной версии убийства Рабина можно составить библиотеку. Разобраться в них сейчас, 24 года спустя, тяжело. Способствовало бы этому помилование Игаля Амира, к чему призывают многие израильтяне. Препятствие помилованию властными структурами вызывает подозрение, что покушение на Рабина действительно таит в себе неразгаданную тайну…
Жизнь таит в себе парадоксы, смешивающие реальные и сомнительные преступления, яростные обвинения в несовершённом и замалчивания реальных подвигов. 16 июня 1933 года на набережной Тель Авива был застрелен Хаим Арлазоров, глава Политического Управления Еврейского агентства. Социалисты обвинили в убийстве двоих членов конкурирующего с ними движения “ревизионистов”, созданного Зеевом Жаботинским. Одного из них, Авраама Ставского, приговорили к смертной казни… Среди протестовавших против приговора был рав Кук. Апелляционный суд отменил приговор. В канун МВ 2 Ставский спас тысячи восточноевропейских евреев, организовав их нелегальную переправку в Палестину, а после войны помогал в том же выжившим в Холокост. Ставского убил Рабин, командовавший расстрелом корабля Альталена, на котором Ставский доставил в Израиль целый арсенал оружия и 940 репатриантов, в большинстве переживших Холокост. Специальная комиссия Верховного суда Израиля в 1985 году, после тщательного расследования, сняла со Ставского все обвинения в убийстве Арлазорова… Я думаю, было бы справедливо среди 28 школ; 8 учебных городков; 26 проспектов, улиц, дорог и мостов; 14 районов, 13 микрорайонов; 12 садов; 11 площадей, названных в Израиле в честь Ицхака Рабина, переименовать хоть что-нибудь в честь нашего героя Авраама Ставского, убитого Рабиным».

«В ПОТРЕБЛЕНИИ МЫ НЕДАЛЕКО УШЛИ ОТ ОБЕЗЬЯН»
«Биолог Василий Ключарев рассказал о нейроэкономике и ее открытиях Светлане Суховой.
— Помимо доверия для экономики важна также кооперация. Длительное время считалось, что на сотрудничество способны только люди, но это не так. Проводили такой эксперимент: два капуцина в двух разных клетках, у одного — заточенный камень, у другого — банка с орехами, запечатанная сверху пастой, которую способен пробить камень. Довольно скоро первый капуцин передает в клетку к собрату камень и сопереживает, видя, как тот с его помощью открывает банку. Второй потом поделился с ним орехом. Мы рождаемся с желанием помогать другому — и животные, и люди. Обезьяны, к слову, демонстрируют способность понимать, что нужно другому существу, а такое понимание — необходимое условие для экономического обмена. Шимпанзе вообще укомплектованы для базовой финансовой активности.
— Насколько принятие решений животными похоже на то, что мы наблюдаем у бизнесменов и потребителей?
— Очень похоже. Обезьяны способны производить сознательный выбор продукта. В экспериментах им устраивали своего рода «рынки»: предлагали за пластиковые «деньги» «купить» товар. Если он был равноценный, животное брало тот, что на данный момент больше хотелось, но, если давали скидку и за одну «монетку» предлагали два кусочка, обезьяна поступала, как потребитель в супермаркете,— хватала товар со скидкой.
— Ну это обезьяны — приматы, родственники человека…
— Хорошо. Ученый из Швейцарии Радован Бшари проводил исследования с рыбками-чистильщиками в Красном море. Эти рыбки поедают омертвевшую кожу и эктопаразитов у других рыб. Вот это бизнес! К чистильщикам частенько стоит очередь из рыб, постоянно «обслуживающихся» у них, и из так называемых «путешественников», меняющих «сервисные центры». Так вот чистильщик в первую очередь обслужит «путешественника», нежели «резидента» (последние никуда не денутся), а обманывая время от времени «клиентов» (питаясь не только омертвевшей, но и здоровой кожей), чистильщик никогда не рискнет так поступить с хищной рыбой. И вы скажете, что эта рыба ничего не напоминает? Теперь относительно цен в животном мире. Детеныш бабуина обладает в глазах любого бабуина такой же неотразимостью, как плюшевый мишка для наших детей. За то, чтобы поиграть с малышом, бабуин готов «заплатить» грумингом (процесс вычесывания шерсти.— «О») их матери. Количество груминга напрямую зависит от числа детенышей в стае: чем их больше, тем груминга меньше. Все, как в мире большой экономики: спрос определяет предложение и чем выше конкуренция, тем ниже цена. Все эти исследования показывают, что у экономических отношений человека есть биологическая и эволюционная основы. Обезьяны, с которыми люди разошлись 5–30 млн лет назад, демонстрируют сходные с нашими реакции на изменение цены и формирование предпочтений. Они, как и люди, испытывают «эффект владения» и избегают потерь.
— Что это значит?
— Замечали, что человеку сложно отказаться от вещей, которые он считает своими? Мы годами храним их, забивая антресоли, кладовки, чемоданы, потому что они имеют для нас какую-то особую ценность уже по факту принадлежности нам. То же и у обезьян: если капуцину дать горсть семечек и предложить потом обменяться на что-то равноценное по величине и объему, он откажется и согласится, только если предмет обмена будет существенно более ценным, чем его семечки.
Отцы — основатели нейроэкономики, Нобелевские лауреаты Вернон Смит и Даниэл Канеман, а также замечательный биолог Пол Глимчер, пришли к выводу, что людская экономика оказалась релевантной поведению обезьян».

«ЗАХОТЯТ ЛИ УКРАИНЦЫ ПОКАЯТЬСЯ ЗА СОДЕЯННОЕ»
«- Весь ужас в том, что жители Киселева убивали своих же соседей, с которыми жили бок о бок многие годы. Это какое-то помрачение сознания! Более того, часть националистически настроенных людей влились в состав Буковинского куреня (полувоенное формирование ОУН – прим. «Детали»), который затем отправился в Бабий Яр.
Но есть другой, не менее поражающий воображение пример: в селе Испас Вижницкого района мы в свое время поставили памятник Праведникам народов мира. Почему? Потому что примерно в то же время, когда курень шел к Бабьему Яру, он подошел и к Испасу, но здесь навстречу бандитам вышли сельский голова и священник, и отказались впустить их в село, где примерно шестнадцать дворов принадлежало евреям! Заступничество этих двух людей спасло от неминуемой гибели еврейские семьи».

«НАСА СОЗДАСТ ТЕЛЕСКОП ВО ИЗБЕЖАНИЕ ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЗЕМЛИ«
«Одной из причин, способствовавших принятию решения о строительстве телескопа, было то, что ранее в этом году астрономы «просмотрели» астероид диаметром от 57 до 130 метров, пролетевший на расстоянии 65 тысяч километров от земного шара. Он был замечен в последнюю минуту бразильским исследователем, вооруженным небольшим телескопом. Астероид, получивший название «2019 ОК», пролетел на меньшем расстоянии от Земли, чем одна пятая расстояния от Земли до Луны, что с точки зрения астрономов представляется расстоянием, близким к столкновению. Астероид «2019 ОК» не был темным, однако сочетание плохих погодных условий, ограничивших возможности работы телескопов, расположенных на поверхности Земли, с углом, под которым предмет приближался к земле и искажениями, вызванными отраженным светом Луны, привело к тому, что большинство сетей, задача которых состояла в распознавании опасностей, исходящих из космоса, пропустили несущий угрозу объект. В 1998 году Конгресс дал указание космическому агентству НАСА построить в течение 10 лет систему распознавания астероидов диаметром более километра, которые могут представлять опасность для земного шара. Первые успехи привели к тому, что было принято дополнительное решение – разработать систему распознавания астероидов меньшего размера, однако без добавочного бюджета. Ученые полагают, что НАСА удалось распознать лишь 30 процентов космических объектов диаметром более 140 метров».

«МЫ СУТЬ ТО, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ»
К 160-летию со дня рождения философа Анри Бергсона
«В сохранении целостности и развитии социума Бергсон подчеркивает важную роль религии и морали, изначально поддерживавших требования общества, санкционируя наказание за их нарушение. Моральным идеалом становились выдающиеся личности, наделяемые ореолом святости. В первую очередь философ упоминает пророков древнего Израиля Илию, Амоса, Иеремию, Иезекииля и других, обличавших беззакония, произвол и угнетение низших слоев, отстаивавших ценности добра, мира, справедливости. “Это их голоса слышим мы, когда совершается большая несправедливость… Если кто-то из них, подобно Исайе, мог думать о всеобщей справедливости, то это потому, что Израиль, выделенный Богом из других народов, связанный с Ним договором, столь высоко возвышался над остальным человечеством, что рано или поздно он должен был быть взят за образец”. В неистовом порыве пророков к общему благу Бергсон усматривает истоки христианства, ставшего, по его мнению, “мистическим продолжением” и “глубоким преобразованием иудаизма”.
В социальной эволюции автор выделяет два типа общества – закрытое и открытое. Закрытым является общество, “члены которого тесно связаны между собой, равнодушны к остальным людям и группам, всегда обязаны находиться в боевой готовности”. В нем сохраняются традиционные формы моральной регуляции, управляемые инстинктом, где индивид слепо служит интересам коллектива, подобно муравьям и пчелам в рое. Оно держится на статической религии, возникшей из мифотворчества, на авторитарной морали, закрепленной в застойных обычаях и безличных нормах во имя жесткой дисциплины и стабильного порядка. В закрытом тоталитарном обществе, подчеркивает философ, угасает “жизненный порыв”, подавлена свобода личности, и потому оно – тупик эволюции.
В открытом обществе, подчеркивает Бергсон, преобладают динамическая мораль и религия, рождающиеся на основе мистического чувства сопричастности мировой гармонии и духовного порыва к идеалам справедливости, любви, милосердия. “Целостное человечество и есть открытое общество. Фундамент открытой морали – творческая личность, ее цель – человечность. Ее содержание – любовь ко всем ближним, ее свойство – дух новаторства, ломающий все фиксированные схемы закрытого общества”. Всю жизнь философ боролся против консерватизма, застоя, самодовольства, отстаивая открытость как социальную, так и личностную. Еще в 1895 г. он писал: “Нет больших врагов для общественной жизни, чем дух рутины и химеры. Упорствовать в привычках, возводимых в закон, отвергать изменения – значит отворачиваться от движения, составляющего само условие жизни”.
Для прогресса демократического общества необходимо отречься от эгоизма, национализма, ксенофобии, признав абсолютные принципы личной свободы, творчества, совестливости, человеческой солидарности. “В разуме, посредством которого мы объединяемся, философы демонстрируют нам человечество, чтобы показать выдающееся достоинство каждой личности, право всех на уважение”. Фундаментальным условием бытия людей является свобода. “Человек по природе своей свободен… ему не дано отказаться от свободы, так же как и от ответственности, вытекающей из нее. Это относится и к индивиду, и к обществу, и ко всему человеческому роду”. Свобода не есть произвол или своенравие. Она означает, что “человек, живущий в обществе, все более стремится сделать из него инструмент человеческой свободы”.

Продолжение следует