Благословиться евреями

(О происходящем в Израиле в контексте вечного еврейского вопроса)

Бориэль Сим

“И скажи им: так сказал Господь Бог: «вот Я беру сынов Израиля из среды народов, где ходят они, и соберу их со всех сторон света, и приведу в страну их; и сделаю их народом единым в стране той, на горах Израиля… И установлениям Моим они будут следовать, и законы Мои соблюдать и выполнять их. И будут они обитать на земле, которую дал Я слуге Моему Яакову, в которой обитали отцы их, – и будут обитать на ней они и дети их, и дети детей их вовеки… И заключу Я с ними завет мира, завет вечный пребудет с ними, и размещу их, и умножу их, и воздвигну Я среди них Святилище Мое навеки. И будет обитель Моя над ними, и буду им Всесильным Богом – а они будут народом Моим. И узнают народы, что Я – Бог, освящающий Израиль, потому что святилище Мое среди Израиля вовеки!»” [Пророк Йехезкель (Изекииль) 37, 21-28]

Грядут третьи выборы в израильский парламент, кнессет. На фоне небывалого уровня коррупции. Прогноз примерно тот же. Народ Израиля очень по-разному видит свое будущее — кто-то с Богом, с соблюдением Шаббата, кто-то без Бога. И что дальше? Четвертые выборы, пятые… десятые? У северного соседа девять лет идет гражданская война — сунниты, шииты, алавиты тоже очень по-разному видят свое будущее, и никак не могут Бога мирно поделить между собой, а заповедь «не делай другим того, что не желаешь себе» им, как известно, чужда. И там тоже на фоне небывалого уровня коррупции — Ближний Восток. Сотни тысяч погибших, миллионы беженцев. А тут третьи выборы при ракетных обстрелах, шарах со взрывчаткой с юга и клятвенных обещаниях с севера и с востока стереть еврейское государство с лица земли. Невольно вспоминаются радующие слух и зрение заголовки газетных передовиц и лозунги первомайских демонстраций в несуществующей уже державе. Дружба народов. Мирное сосуществование наций и народностей, людей разного происхождения. Новая общность — советский народ. Торжество интернационализма на планете… Все это тогда казалось достижимым. Порой с применением танков. На предприятии мы проходили инструктаж, как себя вести в случае ядерной атаки и вручную шили тряпичные маски с плексигласовыми стеклышками — противогаза в нужный момент могло не оказаться. Ядерная угроза и шитье сплачивали нации страны. В глобальном же плане мирному сосуществованию народов всегда что-то мешало. На протяжении всей истории человечества. И по сей день мешает. Что?

Большинство в числе главных причин назовет непомерный эгоизм и высокомерие власть предержащих, не отличавшихся высокими душевными качествами. Ложь, лицемерие, примат личных интересов народных избранников, многих из которых народ не избирал. И как следствие пренебрежение правами и жизнью простых людей. Войны разоряли народы и страны. В мирное время власть низких душ оборачивалась коррупцией и террором, притеснением и уничтожением инородцев и иноверцев. Нас постоянно пугают войной, но мы пока живем в мирное время с «тлеющими очагами локальных конфликтов» — время разгула коррупции и моральной гнили. И ведь до сих пор нет понимания, как преградить путь во власть духовно малоразвитым личностям, плотно окружающим себя верными слугами, пытающимся изменить под себя законы, не способным добровольно расстаться с троном без дворцовых переворотов, восстаний, революций, внешних интервенций и гражданских войн.

За примерами далеко ходить не надо — история человечества с древних веков и по наши дни суть богато иллюстрированный жуткими сценами сборник подобных примеров. И сегодня мы видим то же — удержание власти любой ценой, упоение ею (читаемое на лицах) и параноидальный страх утратить ее, лишиться богатств, иммунитета и сравняться в правах с простыми гражданами. Чем не пример современный Иран – тоталитарное коррумпированное государство, руководимое религиозной мафией, поддерживающей террор во всем мире? Одного-двух таких государств достаточно, чтобы держать планету в страхе. В западной демократии невозможно захватить власть, однако и в Старом и в Новом Свете мы наблюдаем нечто подобное в формах борьбы за власть — с лживыми СМИ, коррупцией, подтасовками фактов и безграничной ненавистью к соперникам. Не будет большим преувеличением сказать, что такова планета эта под названием Земля, где такой вот уровень развития сознания у большинства душ, воплощающихся в человеческих телах, в том числе у большинства избирателей [1]. Особенно на Ближнем Востоке.

1. КЛОЧОК ЗЕМЛИ И СОЮЗ НА ВЕЧНЫЕ ВРЕМЕНА

С чем Израиль вступил в 2020-й? Одна из беднейших страна Запада и при этом одна из самых дорогих для проживания. Коррупция вышла из под контроля. В политике царит хаос. Общество в лице избирателей, утративших способность отличать добро от зла, похоже, нездорово. Острый дефицит моральных авторитетов среди политиков. Нижайший уровень доверия к парламенту и партиям. Экзистенциальный кризис государства. Б. Михаэль из «ХаАрец», подводя итог тому, что происходит в стране, видит ситуацию катастрофической: «Январь 2020. Нам отчаянно нужно Ctrl-Alt-Del. Слишком поздно, чтобы все налаживать. Необходима полная перезагрузка. Не сейчас, не сиюминутно. Только после еще 2000 лет изгнания, чтобы мы могли освежить наши запасы ума, морали, ценностей и иудаизма. Может, тогда мы попытаемся снова. Может быть» [2]. Не случайно израильского премьера беспокоит, что у Ирана через год-два может появиться атомная бомба.

Ко всему этому мы вернемся с подтвержденными фактами и цифрами. Но поскольку ситуация критическая, попробуем сперва разложить основные проблемы по полочкам, апеллируя к Высшему Авторитету. Не удивляйтесь тому, с чего мы начнем.

Эгоизм, злодеяния, коррупция — неразлучные близнецы. Какими бы ни были законы государства, в центре внимания практически любого человека на планете сией он сам со своими желаниями и планами их осуществления. И так изо дня в день, из года в год, пока в неведомый момент не произойдет сингулярное событие — остановится дыхание и начнется следующий этап вечного бытия души, к которому многие не готовы, включая власть предержащих. Все без исключения знакомы с предостережениями Небес: заслужить попасть в рай — хорошо, в ад — плохо. Более не возвращаться в мир телесных страданий, подобный земному, — хорошо, воплотиться в теле собаки — плохо. Люди делятся на тех, кто в это верит, тех, кто не верит и сомневающихся. Едва ли не большинству итогом эгоистических устремлений и надежд видится крышка гроба, тлен, забытье. Напоминание о Боге и вечной жизни души для нынешней светской молодежи, похоже, сродни средневековому мракобесию. Подобные ассоциации вызывают крики миллионов «Аллах акбар!». Религиозного скептика не покидает сомнение, а с ним и беспокойство: альтернатива своего будущего ему представляется как «фифти-фифти». Философствующий атеист, наслаждающийся жизненной игрой, сигарой, шампанским, изворотливостью собственного ума, пребывает в полной уверенности, что только тронутые умом всерьез беспокоятся о том, что будет потом-потом. Хорошо, наверное, одному из них было в бытность премьер-министром Израиля.

Случается, что расплата за преступления настигает раньше отпущенного человеку срока. Вместе с тем уже не редкость, когда успехи медицины продлевают годы телесных или ментальных недугов. И все это происходит на фоне страданиий, доставляемых прямоходящими друг другу, физических и моральных. Позитив тут в том, что осмысление творимой на планете несправедливости невольно подвигает изгнанных из рая к размышлениям о самом себе. Кого-то о прожитых годах и смысле бытия, кого-то о собственном несовершенстве и о греховности былых деяний. Итог подобным размышлениям — развитие сознания, постепенное избавление от эгоизма, взросление души, что и есть цель земного пути. За перечнем того, что Небесами зачитывается преступлением, за что полагается наказание, далеко ходить не надо, он известен на протяжении многих тысячелетий. Человеку дарована жизнь, чтобы идти по ней, храня душу свою в чистоте и стыдясь греха, а не умирать из-за игнорирования Творца и потери человеческого облика. Именно этим, в первую очередь, человек принципиально отличается от любого животного.

У отрицающего Бога, Его заповеди и бессмертие души нет стимула совершенствоваться, ему представляется, что все дозволено. Результат — нынешнее состояние планеты. Хочешь себе лучшей судьбы? «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Можешь не делать пакости людям? Пока еще не можешь? Вот потому ты пока еще тут, а не на райской планете. В этом одно из проявлений Высшей Справедливости Творца. У каждой души когда-то закончится срок исправительных работ в земной «колонии», а что может быть хуже, чем сознательными грехами заслужить более низкое воплощение? Еще более низкое, тварное. Единицам доведется в последний раз вернуться сюда в роли Божьего пророка: «…и было сказано мне слово Бога: «прежде, чем создал Я тебя во чреве, знал Я тебя. И прежде, чем вышел ты из утробы, посвятил Я тебя в пророки, пророком для народов сделал Я тебя»» [Пророк Йрмеягу (Иеремия) 1:4-5].

Чтобы у всех народов на планете был стимул совершенствоваться, по мнению Творца, необходим достойный образец для подражания. С этой целью более трех тысяч лет назад Им был избран один из народов, с которым был заключен Союз (на иврите «брит»), именуемый также Заветом, распространяющийся на их потомков во всех поколениях. «А теперь, если вы будете слушаться Меня и соблюдать Союз Мой , то будете мне избранным из всех народов, ибо Моя вся земля, и будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым» [Тора, Шмот (Исход) 19:5-6]. В основе Союза, как известно, Десять нравственных заповедей. Народ согласился исполнять порученную ему особую миссию — быть образцом праведности и справедливости для всех народов. За это Творец даровал им на вечные времена клочок земли в восточном средиземноморье «страну прекрасную и просторную — страну, текущую молоком и медом» [Тора, Шмот (Исход) 3:8], известную как Земля Обетованная, и впридачу — особые благословения Небес, как то успех в делах, защита от врагов и возможность прямого с Ним контакта.

Еврейский народ получил правила поведения (установления) практически на все главные случаи жизни. Они записаны в Торе, Пятикнижии Моисеевом, известном ныне тем, кто не читал Тору, из Библии. Этот Закон Божий — «Еврейский Закон» составляет основу иудейской веры. Одна из важнейших заповедей, хранящей народ, — соблюдать Субботу (Шаббат) — день отдыха, свободный от любых работ, день, посвященный Богу. Евреи — народ Закона, народ Завета (Союза) — единственный, обретший право обращаться со своими молитвами, раскаяниями и просьбами к Творцу, Всесильному Богу Авраама, Ицхака и Яакова без посредников, напрямую. Привилегия сия была дарована евреям задолго до того, как возникли монотеистические религии с посредниками на Небесах, изображениям которых следовало поклоняться, что было категорически запрещено Богом. Для общения с Ним еврею не надо превращаться в отшельника и истязать тело, живя без воды и еды. Близость же к Творцу, пообещавшему пребывать в их среде, в то время проявлялась в появлении порой множества пророчествующих, воспроизводящих Его предостережения. У Всевышнего были большие надежды на возвращение человечества на пути добра и справедливости с помощью наглядного примера праведной жизни «народа святого».

Сегодня представляется уместным напомнить слова, которыми напутствовал пророк Моисей еврейский народ, входящий в Землю Обетованную: «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь Закон сей, который я предлагаю вам сегодня?» [Тора, Дварим (Второзаконие) 4:5-8].

2. В ОТСУТСТВИЕ ПРИМЕРА, ДОСТОЙНОГО ПОДРАЖАНИЯ

Через избранный народ Творец дал человеку нравственный, можно сказать, моральный Закон — высшее руководство к самоограничению, предполагая наличие у Его творения совести. В разных ситуациях человек обязан сам устанавливать для себя рамки дозволенного в соответствии с Законом, учитывая конкретные обстоятельства и исходя из понятий праведности. Человек должен проявлять прямоту, доброту, сострадание, милосердие и уступчивость, готовность делиться с ближним имеющимся у него, а также стыдиться дурных поступков. Праведный человек так распоряжается своей свободой воли, чтобы не грешить даже желаниями и чувствами, норовящими порой вырываться из под контроля сознания души и воли.

Земля, вероятно, уже давным-давно превратилась бы в подобие рая, если бы Союз с Творцом строго соблюдался Его народом. Но, к великому сожалению, шли годы, сменялись столетия, однако народ, авансом названный «великим», чудесным образом спасаемый от врагов, все чаще уклонялся от предписанной ему миссии, грешил, нарушал Заповеди, желал «быть как все народы» — с коррупцией и моральной гнилью, творил беззакония, поступал не мудро, не разумно, теряя достоинство и величие, — не так, как избранному Богом народу было предписано поступать — стать «светом для народов». Всевышний находил верные Ему души и их устами пророчествовал («Господь Бог изрек — кто не станет пророком?» [Пророк Амос 3:8]). Долготерпеливый многократно предостерегал Свой народ: «И будет, если не будешь ты исполнять волю Бога, Всесильного Твоего, чтобы строго выполнять все заповеди Его и установления Его… то сбудутся на тебе все проклятия эти и настигнут тебя… и станешь ужасом, притчей, посмешищем среди всех народов…» [Тора, Дварим (Второзаконие) 28: 15, 37]. Грозил страшными наказаниями, в том числе изгнанием с Земли Обетованной. Таковыми изобилуют Тора и Книги Пророков, составляющие вместе Танах (Книги Ветхого завета Библии). «Рассеивать буду вас средь народов, подгоняя острием меча в спину, до тех пор пока земля ваша не превратится в пустыню, а города — в развалины» [Тора, Ваикра (Левит), 26:33]. Подобным угрозам большинство не придавало значения, полагая, что все обойдется (так и сегодня), но наказания, как известно, увы, сбывались.

Большинство евреев тяготились Союзом, бременем обязательств, легкомысленно взятых на себя их предками (история с золотым тельцом первое свидетельство тому, последовавшее через сорок дней после клятвы верности Всесильному). Жизнеописания народов, среди которых были рассеяны евреи, удивительным образом позволяют проследить историю и географию благословений и проклятий, осуществленных через правителей стран и их политику в отношении избранного Богом народа. «И сказал Он: «сокрою лик Мой от них, увижу, каков будет конец их, ибо поколение изменников они, сыны, в которых нет верности. Они досаждали Мне небогом, гневили меня суетой своей, а Я буду досаждать им ненародом, народом подлым гневить буду их«» [Тора, Дварим (Второзаконие) 32:20-21] — гневить грешных сынов Израиля, желающих «быть как все народы», упрямо избегая подавать пример праведного высоконравственного бытия другим.

Знающего Тору и обещанные Богом наказания отступникам, «сынам, в которых нет верности», не должно удивлять, что на фоне всех народов и наций планеты этот народ с незапамятных времен порой становился беспримерным объектом ненависти, зависти, стремления ущемить в правах, обездолить, изгнать и лишить жизни. И так было на протяжении трех тысячелетий. Иногда власти ограничивались сокращением прав, лишая евреев возможности жить, как господствующая нация, принуждали сменить веру предков. Бывало, их не желали видеть в стране, тогда наступала вторая стадия — изгнание. Так поступила испанская королевская чета в 1492 году, сперва лишившая преуспевавший народ защиты закона и пытавшаяся их крестить. Большиство евреев тогда покинули испанские территории, а формально крестившихся (марранов) выявляла, пытала и казнила инквизиция — это, пользуясь современной терминологией, уже третья стадия решения «еврейского вопроса». С потерей евреев Испания утратила свой цветущий облик на столетия. Несколько лет назад потомкам евреев-сефардов, сохранившим фамилии испанских евреев, было предложено получить испанское гражданство. Папство покаялось, и власти спохватились.

В гитлеровской Германии третья стадия, как известно, тоже наступила не сразу. Сперва были изданы законы, ограничивавшие евреев в правах, лишь немногие тогда осознали угрозу и эмигрировали. Оставшимся пытались подыскать новую родину, но такого места на планете не нашлось. Третья стадия началась после Эвианской международной конференции, когда стало ясно, что евреи, какими они были и какими их знали, никому на этой планете не нужны, никто не предоставит им убежища, разве странная Доминиканская республика, крошечное островное государство, почему-то не примкнувшее к отказу всех цивилизованных стран. Примечательно, что Декларация Бальфура 1917 года, подобная дару Небес, открыла всем евреям планеты возможность свободно переселиться в Палестину — в «национальный очаг для еврейского народа», однако совсем немногие воспользовались эти шансом до того, как и он исчез. Большинство же немецких евреев, внесших немалый вклад в развитие бизнеса, в науку, литературу и искусство, считали себя европейцами, иные — немцами, а Берлин — своим Иерусалимом, и не собирались никуда уезжать, во всяком случае до «хрустальной ночи», надеясь, что все само собой уладится, погромы и прежде случались, но ведь немцы — культурная нация…

Настоящий, истинный еврей, знающий Танах и историю, предположит, что, вероятно, это было не тем, что ожидал Бог Авраама, Ицхака и Яакова от Своего народа, которому помогал и в рассеянии. С надеждой. Последним какофоническим аккордом симфонии Небесного гнева было пламя Катастрофы европейского еврейства — апофеоз злодейства, триумф подлых, поддержанных миллионами европейцев, равнодушных к чужим бедам и смертям и готовых поживиться грабежом — чудовищная демонстрация истинного уровня развития сознания едва ли не большинства граждан, а также ущербности законов. Лишь немногие добродетельные души, рискуя своей жизнью, тайком спасали евреев от собственного народа, за что потом были удостоены звания Праведников Народов Мира. При этом Новый Свет в лице официальных властей категорически отказывал в убежище обреченным на смерть, как и Британия — в бегстве в подмандатную Палестину. Почти никто, за редкими исключениями, за них не заступился, никому они были не нужны, кроме Бога Долготерпеливого, отвернувшегося тогда от них. Как ни крамольно напоминать об этом, но подобное наказание было обещано Им в Торе «народу упрямому» после множества предостережений и угроз, когда «…и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки… ходили во след тех, которые не помогают» [Пророк Йермиягу, Иеремия 2:8]. Не верящие в Бога скептики пребывают в недоумении, у них нет объяснения произошедшего, но такова их участь, в следующем воплощении, возможно, поймут.

При всей своей греховности перед Богом и сосредоточенности на личных проблемах евреи, по большому счету, не злопамятный народ, готовый придти на помощь обиженным и простить обидчиков. Вот, например, какими словами начинается известная ежедневная вечерняя молитва «Аравит»: «Властелин мира! Вот я прощаю всех, кто гневил меня и досаждал мне или согрешил передо мной, нанеся ущерб телу моему либо достоянию моему, либо чести моей, либо всему, что есть у меня — по принуждению или по своей воле, неумышленно или злонамеренно, словом или делом, будь то в этом или другом воплощении души моей, — прощаю всех людей, и да не будет наказан из-за меня никто». Длинный перечень преступлений, содержащихся в молитве «Коль Нидрей», произносимой евреями синагогах в День Искупления (Иом-а-Киппурим) с просьбой к Всевышнему отменить их в таком качестве, вызывает удивление у неевреев. Хорошо, что хотя бы часть Избранного народа верит в наказание Небес и признает вину перед Творцом, оглашая в числе преступлений также множество несовершенных деяний, возможно, допущенных неосознанно, на всякий случай. Другие народы, конечно, тоже совершают перечисленные там преступления, но не верят в то, что их можно «отменить», и у них не принято признаваться и раскаиваться — триллионы долларов ежегодно выплачиваются миллионам адвокатов, чтобы избежать земного наказания. Евреям же заповедано опасаться наказания Небесного, которого можно избежать искренним раскаянием, и получить запись в Книге Жизни на следующий год. Танах (Ветхий Завет) — удивительный по своей искренности, открытый всем интересующимся сборник историй преступлений Избранного народа перед Творцом на протяжении тысячелетия до нашей эры.

Большинство людей на планете, к сожалению, по сей день имеют превратное представление о евреях, о прямой связи этого народа с Богом, об ответственности перед Ним за все то несправедливое, что присходит на планете в отсутствие достойного подражания примера праведности «великого народа, у которого… такие справедливые постановления и законы». Значительную часть нынешних потомков избранного народа, в том числе так называемых «соблюдающих традиции» (на иврите «масорти»), можно отнести к числу не подающих пример, как это определено в Торе, определенно желающих жить и «быть как все народы», не возлагая на себя какой-либо ответственности за судьбы человечества, не замечая в своих успехах руку Всесильного, полагая, что причиной тому «еврейские гены». Таковых, увы, едва ли не большинство среди политиков, определяющих облик государства Израиль и соответствующее отношение к нему народов планеты.

3. РЕЛИГИЯ И ТРАДИЦИИ

Предки нынешних ультрарелигиозных евреев (на иврите «харедим»), куда бы ни занесло их рассеяние, на протяжении тысячелетий являлись хранителями Завета Творца. Соблюдавшие Еврейский Закон, Субботу и праздники, именно они сохранили еврейский народ, пронеся Тору сквозь пространство и время. Не гефильте фиш, кнейдлэх, чолн или тейглэх — прочь сомненья, масорти! Философы Древней Греции и Востока своей мудростью во многом обязаны им, как и нынешние секулярные репатрианты возрождению еврейского государства. Кажется странным, что потомки ультраортодоксов, живущие ныне на Земле Обетованной, в своем образе жизни унаследовали сравнительно недавние традиции галута и провинциализм еврейских местечек второй половины XIX — начала XX века, где жили их деды и прадеды. Стремясь сохранить эту «самобытную идентичность», отличающуюся у выходцев из разных мест, они самоизолировались в своего рода галахические гетто, отчасти воспроизводя в них быт полуторавековой давности. Раввины пытаются оградить свои общины от СМИ, ограничивают права женщин, в том числе, затрудняя получить развод. Многочисленному потомству они не дают выбора кем стать, навязывая свое мировоззрение и образ жизни. Они протестуют против изучения общеобразовательных предметов в их религиозных школах, йешивах, наряду с Танахом, Талмудом и Галахой. Они организовывают демонстрации против работы транспорта и магазинов по субботам, против призыва своих детей в армию обороны Израиля и все эти требования отстаивают в израильском парламенте, кнессете, где имеют многочисленное представительство.

В отличие от галутных прадедов, владевших актуальными профессиями и кормивших свои большие семьи, а также от праотца Яакова-Израиля, нынешнее поколение харедим, за редким исключением, проявляет непомерный эгоизм, рожая, как и прадеды, по восемь и более детей, но не желая приобретать мирские специальности и вливаться в рынок труда. Некоторые из них пытаются выдавать себя за потомков колена Леви, прислуживавшего две с половиной тысячи лет назад в Иерусалимском Храме и существовшего на регулярные отчисления от доходов остальных колен. Известно, что колено Леви было самым малочисленным, не более половины самого меньшего из двенадцати колен, нынешняя же быстрорастущая прослойка харедим давно превзошла эту скромную пропорцию, и их нагрузка на госбюджет представляет все более серьезную угрозу реализации государственных планов и благосостоянию остальных граждан. Ультраортодоксы монополизировали права на иудаизм и представляют себя хранителями подлинных еврейских ценностей, что между прочим пока никому не удалось оспорить. Несмотря на протесты секулярных израильтян, они удерживают в своих руках решение таких ключевых государственных и общественных вопросов как гиюр, браки, разводы, суды, толкование еврейства, и похороны. Получение сертификатов и лицензий раввината стоят не только времени и нервов, но и немалых денег, а печати кашрута существенно удорожают цены на продукты. Их представители в кнессете демонстрируют аполитичность, поддерживая тех, кто пообещает им больше денег и не нарушит их статус-кво и традиционный образ жизни. Успехи израильской армии и победы над врагами харедим традиционно считают своей заслугой, результативностью своих молитвенных обращений к Небесам — дескать, не зря государство их содержит.

Вместе с тем нельзя не заметить парадоксальность и противоречивость поведения харедим: при всей архаичности своего быта, искусственно отделенного от цивилизации, они не отказываются от возможности пользоваться ее технологическими достижениями — автомобили, самолеты, сотовая связь… Хотя многие раввины торгуют благословениями, а иные «чудесными исцелениями», в случае заболеваний членов семьи — уж коли Бог не принимает их молитв (настолько грешны?) — они отставляют свои «принципы», традиционные предрассудки и брезгливость и обращаются за помощью к секулярной медицине — к обычным врачам, к фармацевтическим препаратам, уколам и прививкам, к последним достижениям в области диагностики и хирургии. Ныне дело дошло аж до признания их представителями целесообразности экстракорпорального оплодотворения для бесплодных семей в их общинах и даже суррогатного материнства. За счет государства, разумеется. Проблему они видят лишь в надежном способе проверки «еврейскости» донорской яйцеклетки, каковую без знаний отвергаемой ими атеистической науки не осуществить. Такой вот спектакль в шолом-алейхемских одеяниях, оплачивать который принуждено государство. Среди многочисленных ультрарелигиозных течений и сект есть такие, которые презирают большинство «государственных» харедим, считая их жуликами [3], а также явно экстремистские [4, 5]. Многие отвергают идеи сионизма, некоторые не признают за государством Израиль права на существование, рассматривая его как объект насмешек и эксплуатации… Так, секта «Лев Тахор» недавно обратилась к иранскому режиму, главному врагу Израиля, с просьбой о предоставлении им убежища. По их мнению, Израиль «создан в грехе, и чем скорее исчезнет это греховное государство, тем скорее придет Машиах [Мессия]» [5].

Наряду с быстро растущим ультрарелигиозным сектором в Израиле весьма представительна категория «религиозных сионистов», признающих Тору и необходимость следовать Заповедям. Они учатся в университетах, приобретают актуальные профессии и служат в армии. Нельзя не отметить и небольшую прослойку «самодеятельных» истинно верующих евреев, не относящих себя к какой-либо категории, скромно старающихся соблюдать Еврейский Закон. В СМИ их нередко называют «умеренно религиозными» в отличие от ультрарелигиозных. Большинство же среди сионистски настроенных евреев составляют светские, сторонники секуляризма, отделения государства от религии по примеру западноевропейских стран. О многих из них без большого преувеличения можно сказать, что они не знают Тору, желают «быть как все народы», противятся общенациональной святости Субботы, и хотят превратить Израиль в «государство всех граждан». Хотя они не признают особую миссию еврейского народа и его ответственность перед Богом, в вопросе прав евреев на Землю Обетованную, как это ни парадоксально, нередко апеллируют к Его словам, дескать, да, даровал на вечные времена. Часть светской прослойки соблюдают еврейские традиции, иные опасаются согрешить против Заповедей, можно сказать, побаиваются Бога. Что это как не своего рода разновидность язычества? Не признающий Бога еврей, дерзко отрицающий Еврейский Закон, есть душа заблудшая, неразумная. Даже Чарльз Дарвин, предположивший человека произошедшим от обезьяны, боялся Бога и не был до конца уверен в правильности своей гипотезы, которую атеисты поспешили возвести в ранг теории и до сих пор мучаются с заполнением многочисленных белых пятен в ней.

Трудно не согласиться с известным утверждением о том, что Суббота (Шаббат) сохранила евреев. По мнению известного писателя Амоса Оза: «Израильский Шаббат в настоящее время — или сугубо религиозный в синагоге, или потраченный на шоппинг в торговом центре. Я очень сожалею о том, что дело обстоит таким образом» [6].

4. РЕПАТРИАЦИЯ И ЭМИГРАЦИЯ

В июле 2019-го кнессет принял Основной закон «О нации», утверждающий: «Израиль — национальное государство еврейского народа». Многие спрашивали: зачем этот закон? Разве кто-то в этом сомневался? Ведь именно за это враги хотели и хотят стереть Израиль с лица земли — за то, что тут много евреев и экономически неплохо, а самих евреев — сбросить в море. А поскольку государство к тому же демократическое, то сделать это даже проще — пятая колонна левых им в помощь. Закон вызвал немало нареканий и обид, особенно со стороны неевреев, светских сионистов и левых. При этом кажется странным, что совсем не было слышно дискуссий о том, что есть ныне еврейский народ, и главное — кого считать евреем в Израиле. Кого именно врагам следует сбрасывать в море?

Вокруг вопроса об еврейской идентичности всегда были споры. Закон о возвращении евреев (ЗОВ), принятый в 1950 г., гласит: «Евреем считается тот, кто рожден от матери еврейки и не перешел в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм». В 1958 году в него было внесена поправка: «Тот, кто декларирует свое еврейство и не принадлежит к другому вероисповеданию, может быть зарегистрирован, как еврей». Назвался евреем — запишут евреем — так вот просто. В 1970 году в ЗОВ добавили параграф, наверное, явившийся результатом осознания изуверских принципов Холокоста, когда внуков евреев отправляли в печь. Согласно этому параграфу, члены семьи нового репатрианта-еврея, включая не только его детей, но и внуков с их супругами, автоматически получают все права и льготы новых репатриантов.Эта поправка разделила евреев на «кошерных» и «некошерных».

Совсем недавно, в конце 2019 г., авторитетными ультраортодоксальными раввинами, был поднят вопрос о пересмотре этой поправки, ввиду возросшей волны репатриантов, везущих многочисленные нееврейские семьи. Многим израильтянам подобные заявления показались оскорбительными и провокационными, а цифры, приведенные раввинами, не вполне соответствующими действительности. Тем не менее никто не оспаривает факта, что семье, пожелающей переселиться в государство еврейского народа, по-прежнему достаточно раздобыть правдоподобную копию метрики еврейского дедушки одного из ее членов. Да, они не евреи, не репатрианты, но с получением печати МИДа эти эмигранты безо всякого ценза на время проживания в стране, фактически моментально становятся равноправными гражданами еврейского демократического государства. Заграничное, почти европейское гражданство, безвизовый въезд в полтораста стран. Пока таких иммигрантов сотни тысяч. Около четверти из них, получив паспорт, подарок и материальную помощь, сразу возвращаются туда, откуда приехали. Возможно, Хамас, Хезболла и Иранская угроза мешают росту потока в десятки раз, а если подобное произойдет? Проголосуют вместе с арабами за закон, идентифицирующий еврея, и создадут Еврейскую автономную область возле какой-нибудь речки?.. В полемике принял участие в том числе известный представитель консервативного крыла религиозного сионизма раввин Шломо Авинер, директор йешивы «Атерет Йерушалаим». «Как сказал Авинер, это – еврейское государство. У неевреев есть много стран, а у евреев – только одно. И добавил, что нет никакой причины наделять правом гражданства людей, которые не являются евреями по еврейскому закону. Он также отвергает предложения, состоящие в том, что вместо изменений ЗОВ следует облегчить процедуру гиюра – перехода в иудаизм. Авинер настаивает на том, что в гиюре не должно быть никаких поблажек даже для потомков евреев (читай, внуков), поэтому входной билет в еврейство может получить лишь тот, кто полностью принимает, несёт и выполняет все бремя обетов еврейского закона» [7].

Существует мнение, что светские евреи боятся ультраортодоксов. «Страх перед «государством Галахи» вызвал тягу к “государству светской Галахи” то есть такому, где светские ценности и светский образ жизни будут навязаны общественности. Похоже, страх религиозного засилья породил желание светского засилья. Страх насильственной религии породил мощное желание секуляризировать ультраортодоксов любыми способами… Истина в том, что светские либералы не хотят ультраортодоксов в армии и точно так же безразличны к тому, что именно те изучают – или не изучают – в школе. Неоспоримая истина, которую никто не осмеливается даже прошептать, состоит в том, что светские либералы не хотят, чтобы ультраортодоксы вообще существовали. Точнее, они готовы позволить ультраортодоксам существовать, но в небольшом количестве, и только, если они не будут обладать никакой властью» [8].

В отсутствие израильского закона «О еврее», в конце 2019 года мы решили немного поразмышлять на эту опасную во многих отношениях вечную тему. Кто-нибудь, наверное, добавил бы: и, похоже, безнадежную.

5. ЕВРЕИ КОШЕРНЫЕ И НЕКОШЕРНЫЕ

Вера у евреев иудейская. Носителей иудейской веры и их детей именовали евреями, иудеями, жидами… Обязан ли считающийся евреем израильтянин верить в Бога? Верить в написанное в Торе? Ответ ортодокса однозначен: — Да! Вне всяких сомнений! Возможно, он к этому добавит, что иудаизм учит уважению к личности человека, ибо он предназначен быть живым воплощением закона Торы. Между тем в современном демократическом израильском обществе допускаются варианты и полутона — можно уточнить и в какой мере верить, и в рамках какой традиции, какого течения иудаизма, благо таковых много. Если мама потенциального репатрианта записана еврейкой, то он «еврей по происхождению», МИД Израиля автоматически признает его евреем, ибо это соответствует требованию Галахи — основному своду еврейских религиозных законов. Нынешнее руководство еврейского государства от связи еврея и Галахи не отказалось. Если же соблюдение требований Галахи отнести к свободе совести отдельных граждан, как тогого требует часть секулярной оппозиции, то станет непонятным ни то, на чем основано еврейское государство, ни то, кого именно считать евреем, кошерным с точки зрения иудаизма, а тем более истинным евреем, признающим Бога и Тору.

В анкете соискателя израильского гражданства присутствует вопрос о исповедуемой религии. Правильные ответы заранее известны: «иудейская» или «никакая». Ответ «христианин», а тем более «мусульманин» автоматом переводит соискателя в глазах чиновника в разряд неевреев, он получит отказ. Итак, с точки зрения еврейского демократического государства, «никакая» вера вполне кошерна для еврея. Если же еврей по матери («галахический еврей») верит в Бога, но по неиудейской традиции, то он должен быть отнесен к разряду «нееврей». Иными словами, соискатель гражданства должен быть или представиться личностью, исповедующей иудейскую веру любой меры — от ультраортодоксальной до полного нуля. Для уже состоявшихся нееврейских граждан еврейского государства в МВД существует категория «без религиозной принадлежности» или «другие», в их удостоверениях личности появлялась «черная метка».

Если нееврей желает пройти процедуру гиюра, чтобы присоединиться к еврейскому народу, то тут легко попасть впросак. Между ортодоксальными раввинами, представляющими разные общины, идет борьба за право осуществлять гиюр, признаваемый государством. Успешно прошедшему гиюр у «некошерного» раввина, а таковых множество, может быть отказано в еврействе. Государством! «МВД регистрирует евреями лиц, рожденных матерью-еврейкой или перешедших в иудаизм в одной из официально признанных еврейских общин. Однако этого может оказаться недостаточным для главного раввината. Там существует свой список раввинов, и только совершенный под их надзором гиюр считается кошерным…» [9].

А зачем демократическому государству нужен главный раввин, его оффис, его указы и постановления в отношении граждан? «В нормальной демократии вообще нет такой должности, как «главный раввин», и нет такого учреждения, как главный раввинат. Раввин нужен общине – не государству… Религиозным гражданам и ультраортодоксам этот орган не нужен. Они не признают за ним духовный, моральный или галахический авторитет. Для светских граждан – это всего лишь поставщик сертификатов и лицензий. Главный раввинат – это приз, ожидающий религиозные партии на коалиционных переговорах. Он – золотая жила теплых местечек, бюджетов и коррупции» [10].

Как это ни парадоксально, прошедший гиюр может назавтра снизить профиль своего иудаизма вплоть до нуля и при этом остаться евреем для государства. Большинство записанных евреями не такие, но считают вполне достаточным соблюдение еврейских традиций (категория «масорти»). Как правило, галутных традиций. На столе масорти в еврейский праздник должы быть гефильте фиш, кнейдлех, форшмак, тейглех, кугель, чолн… в зависимости от места исхода. На Песах — маца. Ультраортодокса мы узнаём по форменной одежде — от брюк, заправленных в белые носки до черной широкополой шляпы или меховой шапки и т.д.. Религиозных сионистов распознаем по вязаной кипе. При этом неизвестно, каков процент израильтян, верующих в Бога, каков допускающих Его существование, каков стремящихся соблюдать Еврейский Закон, ведя праведный образ жизни, каков верящих в особую миссию еврейского народа. Вроде бы, нет пока достоверной статистики на сей счет. Не откажет государство в еврействе даже употребляющему свинину, игнорирующему кашрут и Шаббат, тому, чья иудейская вера где-то вблизи абсолютного нуля. Нет такого закона, а Израиль — государство, пытающееся при «еврейском характере» не утрачивать демократический статус. Будь он мусульманином, был бы сурово наказан соплеменниками за свинину.

Весьма активны ныне евреи крайне левых убеждений, в том числе считающие, что у еврейского народа нет права на Землю Обетованную, согласные с доводами врагов, желающих стереть Израиль с лица земли, а евреев… (тут по-разному). Их иудейская вера опустилась ниже нуля и стала отрицательной, они превратились во врагов евреев. Может ли Израиль таким отказать в еврействе? А в гражданстве?.. Пока нет ответа и на этот весьма актуальный вопрос. Подводя итог, можно сказать, что на уровне руководства государством нет ясного представления о том, кого следует считать евреем, а уже приняли закон о еврейском народе и его правах. Парадокс, который практически никто не замечает. Но у ближевосточных коррумпированных государств другие приоритеты, и это следует учитывать. Израиль — ближневосточное государство.

6. БЫЛИ ЛИ ХАЗАРЫ ЕВРЕЯМИ?

Еврейская тема недавно была затронута лидером мировой державы, решительно сторонящимся антисемитизма, в контексте вопроса «были ли хазары евреями?» [11]. Оказались ли там прямые потомки изнанных с Земли Обетованной израильтян или это была принявшая иудаизм верхушка местных племен, достоверно неизвестно. Но если из поколения в поколение хотя бы небольшая часть народа жила среди язычников по законам Торы, то, даже, не имея определения еврея, их (эту часть народа), вероятно, следует причислить к евреям. Прошедший гиюр нееврей по закону Галахи считается гером, членом еврейского народа из числа иноплеменников, его потомки — евреи. Кем, например, считаются в Израиле репатрианты из Эфиопии, исповедовавшие иудаизм и якобы насильно крещенные? Евреями. Гены у них совсем не ашкеназские, вероятно, как и у хазар, но признаны евреями. Многим пришлось пройти «гиюр».

Нетипичный пример — «субботники», вполне русские люди, где-то, начиная с конца 17 века, разочаровавшиеся в церкви и переходившие в иудейскую веру, соблюдавшие Субботу, откуда пошло их название. «В основе вероучения субботников лежал Ветхий Завет, в котором их привлекали запрет на пожизненное рабство, идея единобожия (а не Троицы), отрицание «кумиров» (икон); они считали Иисуса не сыном Божьим, а одним из пророков; всё это в совокупности привело к тому, что официальная церковь стала считать их еретиками» [12]. Именовались эти сектанты на своей родине «жидовствующими», настаивали на указание в графе национальности — «еврей» и подвергались многочисленным репрессиям за свою веру. Иные пожелали пройти гиюр в еврейских общинах. К началу XX века общины субботников по всей России (около 30 губерний) насчитывали десятки тысяч человек. С конца XIX века могие субботники репатриировались на Землю Обетованную вместе с семьями. Эти люди — Протопоповы, Нечаевы, Матвеевы, Куракины, Сазоновы, Дубровины… (иные потом сменили имена и фамилии) занялись осушением малярийных болот Нижней Галилеи, строили поселения в пустынных до того местах, сеяли пшеницу, разводили скот. И молились Богу Авраама, Ицхака и Яакова. Их внуки и правнуки, носящие библейские имена и общающиеся на иврите, евреи.

А вот, типичная галутная ситуация: молодой американский еврей считает, что посещение синагоги раз в год в Йом Киппур — достаточно, чтобы его еврейские родители отстали от него. Через подобную минимизацию признаков еврейства молодежь в Штатах ассимилируется. Хотя американские евреи все более отдаляются от Израиля, будучи недовольными его политикой, в США есть большая влиятельная община христиан-евангелистов, искренне поддерживающая еврейское государство, веря, что там в скором времени объявится Мессия. Под их давлением в том числе, президент США подписал недавно указ о признании евреев не сектой, исповедующей иудаизм, не национальным меньшинством (каковым мы привыкли считаться в СССР), а нацией [13]. Впервые в истории признано существование на планете еврейской нации, имеющей право на собственное национальное государство. Знаковое событие, порождающее новые-старые вопросы.

Недавно разгоревшийся спор вокруг закона о еврейском демократическом характере государства между израильскими левыми и правыми, сионистами, ультрарелигиозными, традиционалистами и атеистами проявил зашкаливающую взаимную ненависть — что всегда было дурным предзнаменованием для еврейского государства и евреев. На этом фоне секулярное большинство пытается перевести вопрос в иную плоскость — дескать, пусть религиозные разбираются между собой, кого считать кошерным евреем, а кого нет, нынче «вопрос не в том, кто — еврей, а кто — израильтянин» [14]. Вот мнение израильского политика, главы одной из правых партий: «Этот внутренний ущерб преследует нас до сего дня, он засел глубоко в сердцевине всех наших разногласий. И между левыми или правыми, и в еще более глубоком споре — о том, кто мы вообще такие? Мы — еврейское государство или государство всех граждан? Мы прежде всего — евреи или израильтяне? И так далее…Реальный вопрос, на который предстоит так или иначе ответить, …кому на самом деле принадлежит эта страна?» [15]. Вот даже так. Иными словами, нет консенсуса по вопросу, кому принадлежит ныне еврейское государство — народу Торы или многонациональному израильскому народу, желающему «быть как все народы».

В связи с ростом антисемитизма во всем мире и поскольку Израиль окружен врагами, открыто призывающими к его уничтожению, невольно вспоминается обещание Творца: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» [Тора, Берешит (Бытие) 12:3]. Кому должны быть ныне адресованы эти слова? И как они соотносятся с тем, что происходит сегодня в Израиле и в мире?

27.12.2019 — 17.02.2020

(Продолжение здесь)

————————-

Источники:
1 — www.five-lives.com
2 — https://detaly.co.il/ctrl-alt-del/
3 — http://newsru.co.il/israel/21jan2020/krois_501.html
4 — http://newsru.co.il/israel/14jan2020/secte_nome_001.html
5 — https://mnenia.zahav.ru/Articles/12783/evreiskyi_taliban_prosit_
ubejishe_v_irane
6 — https://jewish.ru/ru/events/world/7905/
7 — https://detaly.co.il/kogo-schitat-evreem-prishla-li-pora-menyat-zakon/
8 — https://detaly.co.il/luchshe-by-ultraortodoksov-voobshhe-ne-bylo/
9 — https://detaly.co.il/popravka-tolko-60-novyh-repatriantov-iz-rossii-ne-yavlyayutsya-evreyami/
10 — https://detaly.co.il/chto-takoe-evrejskaya-demokratiya/
11 — https://tnv.ru/news/policy/70204-vladimir-putin-khazary-tozhe-nash-etnos-kotoryy-russkiy-narod-vpital-v-sebya-video/
12 — https://ujew.com.ua/magazine/u-jew-vyipusk-12-18/zhidovstvuyushhie-ili-kto-takie-subbotniki
13 — http://archive.9tv.co.il/news/2019/12/12/277779.html
14 — https://detaly.co.il/vopros-ne-v-tom-kto-evrej-a-v-tom-kto-izrailtyanin/15 — https://detaly.co.il/moshe-fejglin-komu-na-samom-dele-prinadlezhit-eta-strana/